Posted 4 июня 2013,, 20:00

Published 4 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Дальний Восток удержат инвестпроектами

Дальний Восток удержат инвестпроектами

4 июня 2013, 20:00
На этой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план развития Дальнего Востока, рассчитанный до 2025 года. Документ был подготовлен Минрегионом России и включает в себя 38 проектов, среди которых создание горно-металлургического кластера в Приамурье, строительство центра глубокой переработки древесины в Хабаро
Сюжет
Деньги

Правительственный документ предусматривает инвестиционные проекты для всех девяти субъектов Дальневосточного федерального округа. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, это проекты по транспортной инфраструктуре, энергетике и промышленности. На транспорт и энергетику министры возлагают особые надежды, полагая, что именно эти отрасли дадут толчок для развития всего региона.

Наиболее важными инвестпроектами плана считаются создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, а также строительство судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье. Концепция создания ПОЭЗ на базе морского порта Советская Гавань предусматривает формирование многопрофильного портового судоремонтного центра, строительство контейнерных терминалов, а также развитие переработки водно-биологических ресурсов.

ПОЭЗ займет площадь около 4,5 кв. км, выделенную на 49 лет – до 2059 года. Что касается комплекса «Звезда», то по итогам реализации проекта, окончание которого намечено на 2021 год, судостроительный комплекс будет выпускать танкеры, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другие виды морской техники.

Среди других планов правительства значится, к примеру, прокладка нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Этот проект будет реализовываться в семи регионах – Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Иркутской, Амурской и Еврейской автономной областях, Республике Саха (Якутия). Сдача проекта запланирована на 2014 год. Кроме того, в Хабаровском крае власти намереваются создать дальневосточный центр глубокой переработки древесины. Сдача проекта назначена на 2015 год. В том же регионе до 2016 года запланирована реконструкция участка автомобильной дороги Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Ездить по вновь построенным и отремонтированным трассам, согласно плану, будут внедорожники SsanYongToyota, LCPrado, а также кроссоверы MazdaCX5, производство которых планируется начать в Приморье.

Амурскую область, согласно плану, также затронут транспортные изменения. В частности, в 2013 году собираются достроить подъезды к населенным пунктам от автотрассы Чита – Хабаровск – всего 14 подъездов общей протяженностью 65,4 км. Кроме того, в Амурской области предполагается создание горно-металлургического кластера. А в Сахалинской области в 2014 году предполагается завершить строительство аэропорта Итуруп, чуть позже – провести реконструкцию Курильского портпункта в заливе Китовый и создать глубоководный порт в бухте Изыльметьева с конвейерной системой подачи угля от Солнцевского месторождения.

Среди энергетических проектов, помимо системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», в плане развития Дальнего Востока значится строительство Уссурийской ТЭЦ и второй очереди Благовещенской ТЭЦ, реконструкция и строительство передающих электросетей Сахалинской области, строительство четвертого энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.

«Одной из ключевых проблем Дальнего Востока является неразвитость необходимой качественной инфраструктуры, будь то транспортная инфраструктура или социальная, – заявила «НИ» заместитель декана факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Гончаренко. – И любые проекты, вокруг которых такая инфраструктура может возникнуть, – это безусловное благо для региона. Они востребованы в этом регионе». По словам эксперта, срок реализации инвестпроектов, заявленный в плане, – это стандартный срок для стратегических программ, но вместе с тем он носит формальный характер. «Программу главное принять, а срок можно пролонгировать, – говорит собеседница «НИ». – Главное – программу протолкнуть, а когда сроки будут сдвигаться, то и дополнительное финансирование будет выделено».

В целом же вопрос финансирования, точнее эффективного расходования средств, будет ключевым в реализации планов правительства. «Вопрос в качестве, в управлении, каким образом будут потрачены средства, – отмечает г-жа Гончаренко. – Но принципиально проекты очень нужны, это единственное, что может решить две главные проблемы Дальнего Востока. Первая заключается в том, что сейчас у региона больше экономических связей с тихоокеанскими регионами, нежели с российскими. А вторая – это отток населения из региона, что тоже в стратегическом плане очень плохо. Поэтому такие проекты, безусловно, нужны, и их необходимо развивать».

Что же касается финансирования, то, согласно расчетам правительства, вложения в госпрограмму развития Дальнего Востока могут составить 100 млрд. руб. в год в течение пяти лет. «Мы 24 июня на заседании бюджетной комиссии предложим в совокупности рассмотреть государственные расходы, – сказал Игорь Шувалов. – Они будут предусматривать расходы на программу развития Дальнего Востока… Мы будем предлагать по 100 миллиардов рублей в год на финансирование в течение пяти лет».

"