Posted 5 мая 2022,, 11:23

Published 5 мая 2022,, 11:23

Modified 7 марта, 12:35

Updated 7 марта, 12:35

фото: molnet.ru

Меньше работать – меньше получать: сократят ли нам рабочую неделю?

5 мая 2022, 11:23
фото: molnet.ru
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов заявил, что переход в России к четырехдневной рабочей неделе – вопрос недалекого будущего. По его словам, некоторые предприятия страны уже работают в этом формате. Как может сказаться переход на 4-х дневку на экономике страны и на работниках?

Ирина Мишина

Первым вопрос о переходе на четырехдневную рабочую неделю поднял Дмитрий Медведев еще в 2019 году, будучи председателем правительства. Это произошло во время его выступления на сессии Международной организации труда в Женеве.

«Работодателям придется все больше учитывать интересы своих сотрудников. Весьма вероятно, что будущее — за четырехдневной рабочей неделей… Постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью, хроническим стрессом. Люди подчас просто сгорают на работе. Все это приводит к снижению производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях», — заявил тогда Дмитрий Медведев.

И уже 1 октября 2019 года Минтруд направил в правительство доклад по вопросу введения в перспективе четырехдневной рабочей недели. Но там отнеслись к этой инициативе достаточно осторожно. «При обсуждении было выявлено, что резкое обязательное уменьшение продолжительности рабочей недели несет в себе риски, но одновременно имеет и положительные аспекты. Так, сокращение продолжительности рабочей недели может, к примеру, привести к увеличению издержек на рабочую силу, а также себестоимости продукции», — резюмировали в Минтруде.

Но Дмитрий Анатольевич настаивал на своем. По его словам, 4-х дневная рабочая неделя внедрена в ряде стран как экспериментальная модель. « Мы все прекрасно понимаем, что человек должен восстанавливаться, что три выходных дня лучше, чем два, согласитесь», - заверял зампред Совбеза.

Медведева с его инициативой неожиданно услышали в ОАЭ: там приняли решение о том, что рабочая неделя будет начинаться в понедельник и заканчиваться в полдень пятницы. Также в пятницу в Объединенных Арабских эмиратах можно и вовсе работать в удаленном режиме. Кстати, в большинстве арабских стран рабочими являются дни с воскресенья по четверг, а пятница и суббота, как правило, выходные.

В некоторых странах четырехдневная рабочая неделя действительно фактически существует. Так, в Нидерландах рабочая неделя длится всего 29 часов, что соответствует четырехдневке. В Дании рабочая неделя длится 33 часа. Вообще, во всех скандинавских странах принят довольно гибкий график труда и пять недель оплачиваемого отпуска в год. Кроме того, работники защищены положениями законодательства, которое, например, предписывает работодателю выплачивать компенсацию после увольнения в течение двух лет. В Норвегии также работают всего 33 часа в неделю. В этой стране молодым родителям вдобавок разрешено сокращать количество рабочих часов. К тому же там в течение года после рождения ребенка мама получает полноценную зарплату. И вообще, неполный день в Норвегии — вполне нормальное явление, уходить домой с работы принято не позже 16 часов. Чуть больше работают в Австралии — 34 часа в неделю. И государство гарантирует австралийским работникам социальную защиту ничуть не хуже, чем в Европе — даже те, кто работает неполный день, имеют право на полноценный отпуск.

Однако, российские экономисты не разделяют радости политиков от планов перехода на 4-х дневку. «С моей точки зрения переход на четырехдневку – это бред. Потому что пропорционально сокращению рабочего времени сократятся и заработки. Есть и еще один вариант: заработки останутся при сокращении рабочей недели прежними, но при этом начнется поголовное разорение, закрытие бизнесов, безработица и бедность», - заявил «НИ» доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.

В соцсетях тем временем уже появились мнения о том, что переход на четырехдневку – это такой специальный хитрый способ оправдать безработицу. Так ли это на самом деле?

«На сегодня безработица в России составляет 4,1%. Это рекордно низкий показатель за всю историю РФ. И это безусловно достижение в условиях старения населения и прогрессирующего сокращения рабочей силы. Вообще, на все кризисы рынок труда в России всегда реагировал своеобразно, стабилизируя занятость. В переходе на четырехдневку есть еще один подтекст – сокращение заработной платы. Но это произойдет скорее по- другому: в условиях ожидаемой 20-30% инфляции, если не индексировать зарплату, реальная оплата труда автоматически снизится. А избавляться от дешевой рабочей силы работодателю нет никакого смысла. В Госдуме за четырехдневку ратуют от безграмотности. Если это случится – расплачиваться придется нам всем», - считает доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.

Заверения о том, что при переходе на четырехдневную рабочую неделю зарплата останется без изменения, экономисты опровергают.

«Экономика сейчас в полусвободном падении. Производительность труда падает. Мы хотим, чтобы она упала еще? Есть ложное представление о том, что существует фиксированный объем труда. То есть если работать 7 дней в неделю, этот объем будет делиться на 7, если работать 4 дня в неделю, он будет делиться на 4, и таким образом «пирог» не изменится. Но на самом деле никакого фиксированного объема труда нет. Если сократится количество рабочих дней, за каждый отработанный день никто не будет платить больше. За 4 рабочих дня продукта будут производить меньше, следовательно, доход упадет и зарплата уменьшится», - заявил «НИ» директор центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

На наш вопрос, с чем связано предложение депутатов о переходе на четырехдневную рабочую неделю, Владимир Гимпельсон ответил просто: « Все валится, поэтому предлагают абы что. А еще, чтобы отвлечь от насущных забот. Это про что угодно, только не про экономику».

"