Posted 4 апреля 2006,, 20:00

Published 4 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Эх, проплачу!

Эх, проплачу!

4 апреля 2006, 20:00
Вчера вице-премьер правительства Александр Жуков на заседании коллегии Минтранса сообщил, что правительство возлагает большие надежды на Госдуму, которая должна уже в весеннюю сессию принять закон о платных дорогах. Все другие препятствия и разногласия, по словам чиновника, сняты, дело лишь за депутатами.

По мнению г-на Жукова, платные дороги «позволят внедрить эффективные механизмы развития транспортной отрасли». Идея же заключается в том, что такие магистрали должны строиться на основе схемы частно-государственного партнерства. Как надеется вице-премьер, госдоля будет обеспечена из средств инвестиционного фонда, размер которого составляет 75 млрд. руб. Часть этих денег, по задумке чиновника, возможно, будет направлена и на создание спецкомиссии по безопасности дорожного движения. Проблема, как он подчеркнул, стоит остро –ежегодный материальный ущерб от ДТП оценивается в 200 млрд. руб.

Впрочем, другие члены правительства, судя по всему, энтузиазм коллеги разделяют не вполне. Ведь закон о платных дорогах не могут принять уже седьмой год подряд. Практически все версии законопроекта, вносимые Минтрансом, Михаил Фрадков отправлял на доработку, заявляя, что «программу нужно сделать целевой, амбициозной, реалистичной и на 100% выполнимой». Единственное, что, как говорят специалисты, премьер забыл включить в программу, так это пункт «без ущерба для обычных пользователей».

«В России иначе и быть не может, – комментирует «НИ» ситуацию, вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Владимир Суханов. – По идее, у платных дорог должна быть альтернатива – бесплатный резервный вариант, однако у нас, когда построят платные дороги, объявят, что деньги закончились, и перестанут выделять средства на строительство муниципальных дорог». В результате, полагает он, все расходы на строительство будут окупать потребители, поскольку выбора им никто не предоставит. Беспокоит г-на Суханова и будущее пассажирского общественного транспорта: «В законе никаких оговорок по этому поводу нет, а это значит, что будут платить даже автобусы с троллейбусами». Специалист рассказал, что РАС неоднократно направлял письма в Минтранс с просьбой уточнить статус общественного транспорта, однако, по его словам, «замечания были пропущены мимо ушей». «Так что вдобавок можно ожидать еще и повышения цен на проезд в транспорте», – заключает специалист.

«НИ» решили выяснить в самом Минтрансе, насколько обоснованы такие опасения. В пресс-службе ведомства нам сообщили, что законопроект в обязательном порядке предусматривает альтернативные бесплатные дороги. Подчеркнули также, что бесплатными останутся практически все существующие магистрали, а платные будут вводиться лишь при наличии резервного варианта. Г-на Суханова такие обещания не убедили. «Как же тогда объяснить призывы чиновников сделать платной единственную дорогу из Домодедово? – вопрошает он. Строили ее в советское время на деньги налогоплательщиков, а нынешние власти хотят ее монополизировать и собирать дань».

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ ЗА РУБЕЖОМ

Дороги с оплатой проезда бывают частными и государственными. Первые, как правило, не отличаются большой протяженностью, вторые – скоростные магистрали категории А. Они достаточно давно существуют во Франции, Италии, Испании. Позже они появились в Греции, Португалии, Турции, Швейцарии и Австрии. Сейчас они есть почти во всех странах бывшего соцлагеря. А вот в Швеции, Финляндии, Дании, Ирландии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге автомагистрали бесплатные. В Норвегии же взимают плату лишь за пользование некоторыми тоннелями. В Великобритании – также за пользование тоннелями и мостами. С января 2005 года в Германии стали брать плату за проезд по автобанам с грузового транспорта. Сейчас немецкие политики размышляют, не сделать ли скоростные магистрали платными и для «легковушек». С 31 мая 2005 года сделали платным проезд по магистралям для грузового транспорта в Литве. А вот в Эстонии и Латвии платных дорог пока нет. В большинстве стран параллельно платным магистралям проложены бесплатные дороги, но скорость на них ограничена.
Если во Франции, Италии или Испании нужно платить за каждый проезд по такой дороге, то в Швейцарии можно купить годовой абонемент всего за 27 евро, а в Австрии – даже абонемент на 10 дней за 10 евро. В среднем в Европе километр проезда стоит порядка 10 центов. По протяженности платных дорог лидируют Аргентина, Япония, Франция, Мексика, Малайзия, ЮАР, а по их доле в национальных автомагистралях – Аргентина, Южная Корея, Мексика, Италия, Малайзия, Япония, Франция, Испания. Деньги, собираемые с водителей за пользование платными дорогами, направляются на ремонт и реконструкцию этих самых автомагистралей.

"