Posted 4 марта 2015,, 21:00

Published 4 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

Дна пока не видно

Дна пока не видно

4 марта 2015, 21:00
Макроэкономические прогнозы в ходе нынешнего кризиса меняются чуть ли не еженедельно. Минэкономразвития (МЭР) в конце января опубликовало скорректированный прогноз на 2015 год, в котором понизило свои ожидания. А на днях, как уже сообщали «НИ», глава ведомства Алексей Улюкаев в достаточно оптимистичных тонах рассказал

Эксперты, присутствовавшие на вчерашнем заседании Экономического клуба ФБК, с пониманием отнеслись к тому, что официальные прогнозы демонстрируют оптимизм. Их цель – убедить как собственное население, так и мировую общественность (особенно на фоне напряженной геополитической ситуации), что кризисные явления в стране носят краткосрочный характер и будут не столь тяжелы, как может показаться. Но оснований для значительного улучшения ситуации, по мнению экспертов, в настоящий момент не наблюдается. Потому что, начиная еще с осени прошлого года, идет непрерывная череда пересмотров прогноза по российской экономике. Причем этим занимаются многие ведомства – от Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ), международных рейтинговых агентств до собственных экономических ведомств и аналитических центров.

Напомним, что по основным макроэкономическим показателям МЭР ожидает, что падение ВВП в 2015 году составит 3%, годовая инфляция в итоге окажется на уровне 12,2%, среднегодовая цена на нефть будет 50 долларов за баррель, а курс валюты – 61,5 рублей за доллар. Также в прогнозе предусмотрены сокращение инвестиций в основной капитал на 13,7%, падение промышленного производства на 1,6% и уменьшение реальных располагаемых доходов населения на 6,3%.

Однако даже эти невеселые цифры аналитики ФБК считают излишне оптимистичными. Они прогнозируют падение ВВП в этом году на 4%, причем – в лучшем случае, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. При этом эксперт подчеркнул, что такой прогноз они давали еще в сентябре прошлого года. «Цены на нефть не отскочат, да и санкции, будем откровенны, отменять пока никто не собирается. За январь экономика уже продемонстрировала спад в 1,5%, так что итоговое падение будет значительным и улучшение вряд ли возможно», – считает г-н Николаев.

Директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова со своей стороны также полагает, что развитие событий идет по пессимистичному прогнозу, который разрабатывал Центр, и отметила ожидания падения ВВП на уровне аж 7%.

Второй самый проблемный показатель, по мнению специалистов, – инфляция. Игорь Николаев ожидает ее на уровне не меньше 18% по итогам года, хотя раньше прогноз ФБК составлял 14%. А ожидаемый среднегодовой курс валюты был озвучен экспертом на уровне 75 рублей за доллар. Прогнозы Натальи Акиндиновой в отношении инфляции чуть более позитивны, чем у ее коллеги, – примерно 15,2%, а в отношении валютного курса, наоборот, еще хуже – на уровне 80 рублей за доллар. Единственный вопрос, в котором эксперты сошлись с мнением МЭР, – цена на нефть: по итогам года она составит 50–60 долларов за баррель.

Заместитель заведующего международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института экономической политики им. Гайдара Мария Казакова отметила, что на кризисные процессы в большей степени влияют даже не внешние и геополитические факторы, а внутренние структурные проблемы, которые никак не находят решения. По ее словам, в принятом правительством антикризисном плане в целом присутствуют полезные меры, но никаких фундаментальных изменений они за собой не повлекут и выйти хотя бы на нулевой рост ВВП вряд ли позволят.

Председатель Наблюдательного совета банка ВТБ Сергей Дубинин высказал мнение, что в настоящий момент Россия, по сути, «доигрывает» кризис 2008–2009 годов. Потому что тогда экономика быстро «отжалась» после падения и необходимая работа по структурному реформированию не была проделана. «А текущая антикризисная стратегия по затыканию дыр из бюджета и резервных средств структурным изменениям не способствует – власти просто стараются заморозить и сохранить ситуацию так, как есть», – сказал г-н Дубинин. Хотя российская экономика, по его мнению, пока еще скорее жива, чем наоборот.

В любом случае кризис одним 2015 годом не закончится, сходятся во мнении эксперты и советуют затянуть пояса как минимум на три ближайших года. А на вопрос, есть ли в текущей ситуации хоть что-то хорошее, дружно отвечают: «Конечно! Ведь это еще не дно. Дно кризиса нас ждет впереди».

"