Posted 4 февраля 2013,, 20:00

Published 4 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:22

Updated 8 марта, 05:22

Распорядитель казны

4 февраля 2013, 20:00
Во властных кругах продолжается острая дискуссия вокруг создания Росфинагентства, которое будет распоряжаться средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Вчера замминистра финансов Сергей Сторчак выступил со статьей, в которой заверил, что деньги останутся в собственности государства, а новая стру
Сюжет
Деньги

Согласно принятому недавно в первом чтении законопроекту, Росфинагентство получит полномочия по управлению Резервным фондом и Фондом национального благосостояния (ФНБ). Объем первого составляет 1,886 трлн. рублей (или 2,6 трлн. с учетом поступлений в феврале), а второго – 2,7 трлн. Учреждение также может получить в управление государственный долг России на 5 трлн. рублей и пенсионные накопления граждан, которые не были переведены в негосударственные пенсионные фонды. Напомним, что общий объем средств так называемых «молчунов» сейчас составляет 1,4 трлн. рублей.

Еще в процессе обсуждения законопроекта его раскритиковали депутаты Госдумы, выступившие категорически против того, что структура создается в форме частной компании – открытого акционерного общества. По их мнению, это сделает Росфинагентство слишком независимым и неподконтрольным. В частности, опасения вызывает тот факт, что ОАО может обанкротиться и деньги, которые должны спасти страну в случае кризиса, просто растворятся. Если в конце января основными противниками законопроекта выступали представители парламентской оппозиции, то в последние дни к ним присоединились также единороссы, изначально голосовавшие «за». Теперь депутаты намерены отыграть все назад. Так, глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия») на днях предложил закрепить в законе положение о том, что Росфинагентство на 100% должно принадлежать государству. В свою очередь Минфин выступил за то, чтобы новое ведомство было не ОАО, а непубличной корпорацией. Таким образом, ситуация не прояснилась, а еще больше запуталась – теперь никто не понимает, что будет представлять собой новая структура и будет ли она вообще создана. Отметим, что к данной теме успела подключиться и внесистемная оппозиция. 1 февраля Координационный совет оппозиции принял соответствующее заявление. Оппозиционеры потребовали обеспечить независимый общественный контроль над инвестированием средств Резервного фонда и ФНБ.

Бурная дискуссия заставила высказаться по этому поводу и представителей исполнительной власти. Вчера заместитель министра финансов Сергей Сторчак объяснил в своей статье позицию его ведомства. По словам чиновника, средства, которыми будет распоряжаться Росфинагентство, останутся государственными, а весь извлекаемый с их помощью доход будет зачислен в Резервный фонд и ФНБ. Также г-н Сторчак сообщил, что Росфинагентство будет получать от государства деньги за услуги по управлению этими фондами, что предусмотрено в принятом в первом чтении законе. Кроме того, ранее государством был утвержден перечень активов для размещения средств фондов и установлены максимальные доли тех или иных активов в портфеле фондов. Минфин также сможет ограничивать эти параметры в зависимости от перспектив рынка. В итоге, заключает замминистра, вероятность, что средства государственных фондов будут вложены в малонадежные бумаги или «свои конторки», исключена. Также он обратил внимание на то, что средства фондов будут вложены в акции ведущих эмитентов, а в России такой статус получат только несколько «голубых фишек». «Многие комментаторы почему-то не знают этих правил, хотя все решения давно опубликованы», – добавил г-н Сторчак. По его словам, сотрудники Росфинагентства не должны быть чиновниками, так как их функционал ближе к работе специалистов инвестбанков. В то же время, отметил чиновник, Центробанк для этой роли не подходит, так как возникнет конфликт интересов эмитента государственной валюты и управляющего госдолгом.

Законодателям доводы г-на Сторчака не кажутся убедительными. Как рассказал «НИ» депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, значительная часть парламентариев из оппозиционных фракций по-прежнему высказывает недовольство этим законопроектом и во втором чтении планирует голосовать «против». «Создание новых структур в нашей стране обычно приводит к тому, что деньги растворяются непонятно куда, концов потом не найдешь, и никто за это ответственности не несет, – заявил «НИ» коммунист. – Ситуация с расхищением государственных средств достигает колоссальных размеров. Мы слышали, как председатель Счетной палаты РФ назвал цифру в один триллион рублей, которая только на одних закупках уходит. Поэтому мы считаем, что должен быть ужесточен контроль за расходованием государственных средств. Вместо этого начинается придумывание вот этих схем увода денег под тем соусом, что у Минфина якобы не хватает специалистов. Будут привлечены специалисты со стороны, их будут из бизнеса брать и еще неизвестно откуда». По словам депутата, коммунисты вряд ли будут вносить какие-то поправки в документ, скорее всего, просто не поддержат законопроект.

Экономисты в свою очередь обвиняют депутатов в демагогии и пиаре. «Те высказывания депутатов, которые приводятся, – это просто политические ходы какие-то, – сказал «НИ» аналитик Экономической экспертной группы Игорь Поляков. – Некоторые депутаты не дали себе труда разобраться, другие отчасти разбираются, отчасти пытаются заработать политические дивиденды. В их высказываниях много популизма. Это все равно, как если бы они требовали бы сокращения налогов и одновременно повышения доходов в бюджет». По словам эксперта, депутаты регулярно критиковали низкую доходность от средств Резервного фонда и ФНБ, теперь же они выступают против профессионального управления, направленного на повышение этой доходности. Что касается других возможных форм собственности Росфинагентства, то аналитики не уверены, что та же непубличная госкорпорация будет более открыта и подконтрольна.

"