Posted 4 февраля 2010,, 21:00

Published 4 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Не сбиться со счета

Не сбиться со счета

4 февраля 2010, 21:00
Выступая на 48-й сессии Комиссии социального развития ООН, замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин сообщил, что доля бедного населения в нашей стране снизилась с 29% в 2000 году до 15% в I полугодии 2009-го. Независимые эксперты отмечают: результат зависит от того, кого и как считать.

По словам г-на Воронина, сейчас основные усилия властей направлены на обеспечение полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, стипендий, а также проведение индексации денежных пособий в размерах, превышающих инфляцию. «Реализация этих мер уже позволила сократить число граждан с денежными доходами ниже планки прожиточного минимума», – сказал замминистра.

С 15% бедного населения Россия выглядит вполне по-европейски. Однако, как отмечают эксперты, считаем мы совсем не так, как в Европе. «По нашей методике в категорию бедных попадает доля населения, которая не дотягивает до прожиточного минимума, – рассказал «НИ» зампред комитета Госдумы по социальной политике и труду Олег Шеин. – Иными словами, речь идет о людях, которые получают доход в размере 150–180 руб. в сутки и менее. Было бы хорошо, если бы г-н Воронин объяснил, как можно на эти деньги прожить и при этом есть, пить, одеваться, обуваться, платить за квартиру. Тем не менее мы упорно держимся за такую методику, чтобы искусственно занижать долю бедных. В большинстве развитых государств считают иначе. Например, в Германии бедными считаются те, у кого доходы вдвое ниже средних по стране. Есть государства, в которых черта бедности лежит ниже 60% средних доходов».

По таким методикам хуже всего дела обстоят в Латвии (26% бедных), Румынии (23%) и Болгарии (21%), а лучше всего – в Чехии (9%), Голландии и Словакии (по 11% в каждой). Отечественные социологи утверждают: если и мы начнем считать по-европейски, доля бедных в РФ будет никак не ниже 25%. Да и эффективность нашей борьбы с нищетой Запад оценивает гораздо сдержаннее, чем мы сами. В недавнем докладе Всемирного банка, например, говорилось: «В ряде стран, в том числе в Беларуси, Боснии, Венгрии, Казахстане, Молдове, а также России, адресность существующих программ остается низкой. В России именно этим недостатком объясняется неспособность программ социальной помощи обеспечивать эффективную защиту бедного населения от негативных последствий кризиса».

"