Posted 4 февраля 2007,, 21:00

Published 4 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:50

Updated 8 марта, 08:50

Другая Россия

Другая Россия

4 февраля 2007, 21:00
В марте Минрегионразвития должно представить на рассмотрение правительства Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России. Однако прежде чиновники решили «обкатать» готовящийся документ на российских и международных экспертах. Их вниманию был представлен в конце прошлой недели доклад, который озвучил

Минрегионразвития признает, что за последние годы произошла резкая поляризация в социально-экономическом развитии регионов. Больше половины ВВП страны производится за счет 12 лидирующих субъектов Федерации, остальные отстают все дальше и садятся на иглу федеральных дотаций, доля которых иногда превышает 80% регионального бюджета. Юрий Перелыгин видит выход в том, чтобы перейти от стратегии компенсации отсталости к политике стимулирования точек роста, которые станут центрами агломерации и «вытянут» депрессивные территории. Чиновник представил на обозрение специалистов карту России с помеченными на ней новыми электростанциями и транспортными магистралями, которые планируется создать в рамках новой стратегии. Когда же «НИ» поинтересовались, каковы примерные сроки воплощения грандиозных планов и «цена вопроса», г-н Перелыгин уверенно ответил, что поводов для беспокойства нет, поскольку «стратегии подобного масштаба планируются на долгий период, и в данном случае речь идет примерно о сроке около 50 лет».

Такой прогноз породил новый вопрос: что же станет за это время с теми малыми городами, которым не посчастливилось оказаться рядом с точками роста, федеральными магистралями или крупными мегаполисами? Ответ нашелся у директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина. «Румынии только для подготовки к вступлению в Евросоюз было выделено 25 млрд. долларов. Конечно же, в таких условиях эта страна может позволить себе любые проекты по развитию территорий. В России же за все последнее время было одобрено менее 10 инвестпроектов, построено менее 10 технопарков, еще меньше создано особых экономических зон и лишь 17 инновационных вузов. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, необходимо преодолеть институциональные и инфраструктурные барьеры и изменить организационную модель многих городов. Таким образом, государство должно формировать зоны с благоприятной социо-экономической средой, которая будет удерживать население и привлекать бизнес. Но надо признать, что там, где такую среду государство создать не в силах, часть малых городов неизбежно уйдет», – рассказал эксперт.

Свой способ спасти малые города предложил глава профильной комиссии Общественной палаты Вячеслав Глазычев. По его словам, пора признать, что в России уже давно нет сельского хозяйства, и изменить функциональную роль малых городов, превратив их из аграрных центров в индустриальные. Впрочем, как это сделать, он не уточнил, поэтому эта идея не нашла особой поддержки. По общему мнению, спасти провинциальные города могут только агломеративные процессы. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин убежден, что эти процессы могли бы идти гораздо быстрее, если бы им часто не мешало несовпадение основных инфраструктурных и производственных узлов с административно-территориальным делением страны.

Основные инфраструктурные объекты действительно проходят нередко сразу через несколько областей, а регионы вместо кооперации конкурируют друг с другом за бюджетные дотации. Неэффективная система управления приводит к тому, что основные государственные средства уходят на европейскую часть России, которая уже и так значительно опережает Сибирь и Дальний Восток по уровню жизни. По сведениям г-на Тишанина, если ВВП на душу населения в центральных районах составляет 121 тыс. руб., то в Сибири – лишь 85 тыс. Губернатор сообщил «НИ»: если государство будет не просто распределять дотации, а вкладывать средства в развитие агломераций, то на каждый вложенный рубль придет по 2,5 руб. частных инвестиций.

Однако глава департамента межбюджетных отношений Минфина Андрей Юрин дает понять, что государство не горит желанием вкладывать в регионы средства федерального бюджета. «Мы, конечно, понимаем, что необходимо вкладывать серьезные средства в инфраструктурные проекты – дороги, порты, взлетные полосы, но мы готовы выделять деньги только под уже продуманные и хорошо разработанные проекты. Почему многие считают, что, если бизнес не дает денег под плохо продуманные проекты, то государство может взять на себя такие риски? А достойных бизнес-планов предлагается мало, чувствуется серьезная нехватка хороших специалистов», – рассказал «НИ» чиновник.

В свою очередь, главный экономист Всемирного банка по России Джон Литвак отмечает, что в понятие «инфраструктуры» необходимо включать и правовое пространство, которое в России разработано чрезвычайно плохо. Это подтверждают и представители субъектов РФ: при разработке региональной стратегии развития постоянно возникают юридические казусы, когда невозможно определить к чьей компетенции – местных властей, субъекта Федерации или федеральных органов власти –относится тот или иной вопрос. В итоге все подобные вопросы решаются только на политическом уровне, в обход юридических процедур.

Правовая, экономическая и политическая отсталость некоторых регионов достигла такой степени, что угрожает национальной безопасности, заявил в ходе обсуждения концепции заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Назаров. В частности, он отметил огромную разницу в социально-экономических показателях РФ и Китая на приграничной территории. Присутствовавшие в зале представители КНР, видимо, плохо понимающие по-русски, решили, что китайцев опять сочли угрозой национальной безопасности России. Однако г-н Назаров успокоил их, пояснив, что боятся надо совсем не китайцев, а той ужасающей ситуации, в которой оказались малые города, от состояния которых зависит стабильность социально-экономического развития страны.

"