Posted 3 декабря 2015,, 21:00

Published 3 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:12

Updated 8 марта, 03:12

Томатный срок

Томатный срок

3 декабря 2015, 21:00
В ноябре продуктовая корзина «НИ» неожиданно подешевела на 3,4%. Налицо необъяснимый контраст с предыдущим месяцем, когда цены в обследуемых нами сетевых супермаркетах Москвы взлетели на рекордные 8,4%. Судя по всему, нынешнее явление – временное, поскольку в зимний период еда, прежде всего фрукты и овощи, традиционно

Но пока антитурецкое эмбарго не вступило в силу, мониторинг «НИ» зафиксировал существенное снижение цен на картофель (17,5%), свежие помидоры (21,1%), апельсины (28,6%). На Преображенском рынке мы обнаружили вполне приличные на вид розовые томаты по 40 рублей за килограмм, но, поговорив с нашим постоянным экспертом, директором Института аграрного маркетинга Еленой Тюриной, решили не включать их в корзину. «Это неликвид – то, что можно взять для борща, но не для салата», – сказала нам эксперт. По поводу апельсинов она заметила, что их ноябрьская цена обусловлена, вероятно, поставками новых партий из Марокко.

Что касается антитурецкого эмбарго, то г-жа Тюрина уверена: ситуация не столь катастрофична, поскольку санкции вводятся не с завтрашнего дня, и у российских ритейлеров есть время, чтобы заключить контракты с другими поставщиками. Так что, по прогнозу специалиста, никакого дефицита на рынке в период новогодних праздников не будет. Разве что за счет предпраздничного ажиотажа цены могут повыситься процентов на пять.

«Турецкие томаты составляют около 40% импорта, цитрусовые – 21%, косточковые – 20%, лук – 16%, – сообщила собеседница «НИ». – По продажам нам огурцов лидирует Иран, Турция занимает второе место. Восполнить отсутствие на рынке турецких томатов смогут Иран, Азербайджан, Китай, Марокко. А если говорить о плодоовощной продукции в целом, надо прибавить к этой группе Египет, Южную Африку и другие страны, на которые санкции не распространяются. Другое дело, что Турция к нам территориально ближе, отсюда и больший объем поставок – за счет более простой логистики».

На последнее обстоятельство указывает и директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. И при этом рассуждает так: «Возместить продукцию, конечно, можно. Но почему у нас прежде присутствовали овощи и фрукты не из Марокко и не Ирана, а из Турции? Они были просто дешевле, логистика была отработана. Томаты из Китая, который поставляет их на Дальний Восток, можно возить самолетами в Москву, но все это будет дороже». По мнению эксперта, серьезный дефицит рынку не угрожает, но эмбарго может добавить к общей инфляции, которая и так в этом году будет высокой, еще один-два процентных пункта.

Напомним, кстати, что при введении в августе 2014-го продовольственных «антисанкций» в отношении Европы, США и других западных государств именно на Турцию возлагались основные надежды по замещению выпадающего импорта. И она эти надежды сполна оправдала прежде всего в сегментах сезонных продуктов – но то было до сбитого бомбардировщика.

Возвращаясь к итогам ноябрьского мониторинга «НИ», отметим ожидаемое подорожание по «сезонному графику» яблок – на 8,9%, и на треть импортируемого репчатого лука – на 7,6%. Цена на бананы, как и предположила ранее Елена Тюрина, в силу своего сезонного характера будет сейчас повышаться в пределах 5–7%, поскольку с середины сентября сокращается предложение российских фруктов и овощей и растет спрос на ввозимые из-за рубежа.

Давний тренд на удешевление подтвердили пиво «Балтика» № 3 и водка «Путинка». Сбросив со своей октябрьской стоимости соответственно 3,2% и 9,2%, они стали еще на шаг ближе к народу.

А еще обследуемые нами торговые точки продемонстрировали абсолютно разные результаты. Бесспорным лидером ноябрьского рейтинга «НИ» оказался непредсказуемый Преображенский рынок, который снизил свой среднестатистический ценник на 9,6%. Здесь нашему вниманию были представлены слегка припорошенные снегом плоды, разместившиеся на прилавках под открытым морозным небом. Торговля ими, несмотря на снижение цен, шла не так бойко, как еще месяцем ранее. Эксперты в один голос утверждают, что к следующему нашему месячному мониторингу цены на продукты неизбежно вырастут – вопрос только в том, насколько сильно.

"