Posted 3 декабря 2014,, 21:00

Published 3 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Жизнь со знаком минус

Жизнь со знаком минус

3 декабря 2014, 21:00
Минэкономразвития в уточненном прогнозе резко ухудшило оценку динамики ВВП, инфляции, оттока капитала, цены на нефть и курса рубля. Наиболее неприятная новость заключается в том, что в 2015 году российская экономика может впасть в рецессию после пяти лет роста.В Минфине, правда, отмечают, что это предварительная оценка

В новом макроэкономическом прогнозе, появившимся поздно вечером во вторник, ожидается снижение ВВП на 0,8% в 2015 году. Напомним, что ранее, в сентябрьском прогнозе речь шла о росте на 1,2%. Одной из основных причин пересмотра стало снижение прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в следующем году со 100 до 80 долларов за баррель. Кроме того, в предыдущей версии прогноза министерство ожидало отмены санкций к середине 2015 года, а теперь исходит из того, что санкции будут действовать до конца 2015 года. Минфин готов согласиться с МЭР только в оценке ВВП на будущий год, а остальные прогнозные параметры раскритиковал.

Прогноз МЭР – это предварительная оценка, а не согласованная позиция правительства, заявил министр финансов Антон Силуанов. При этом глава финансового ведомства не побоялся еще сильнее сгустить краски, хотя по неофициальным данным его коллега – руководитель МЭР Алексей Улюкаев (на фото) – уже успел получить нагоняй от премьера Дмитрия Медведева за публикацию малообнадеживающего сценария.

Минфин, в отличие о МЭР, не просто допускает цены на нефть на уровне 80 долларов за баррель в 2015 году, но готовится и к гораздо худшему сценарию при 60 долларов за баррель. Ранее Силуанов оценил потери российского бюджета в 2015 году в 1 трлн. рублей из-за снижения темпов роста экономики и падения нефтяных цен.

«Сценарий с ценой нефти 80 долларов за баррель не кажется нам единственно верным. В текущей ситуации, в конструкции нефтяного рынка нам кажется логичным использовать для прогнозирования два сценария – оптимистичный и пессимистичный. С точки зрения средней цены на нефть, 80 нам кажется оптимистичным сценарием на ближайшие три года, 60 – пессимистичным. Ожидаем, что где-то рамках этих двух цен мы будем находиться в ближайшее время, ближе к верхней границе – наша базовая оценка», – отметил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин.

Минфин также назвал неправильной оценку Минэкономразвития по инфляции: на конец 2014-го МЭР прогнозирует 9%, а в 2015-м – 7,5%. «Оценка в 9% для нас выглядит крайне заниженной. На самом деле, уже сейчас инфляция год к году превышает 9%, накопленная на прошлой неделе была 8,9%. Ожидать, что при текущей динамике цен на продукты питания и импортные товары инфляция будет ниже декабрьского уровня 2012–2013 года, не стоит, – пояснил г-н Орешкин. – Те же автопроизводители будут пересматривать курс, цена на бытовую технику будет увеличиваться. Идет волна пересмотра цен».

Разошлись ведомства и в оценке сроков выхода экономики из рецессии. Если в МЭР предрекают уверенный рост уже в 2016 году, то, как полагают в Минфине, даже отмена санкций не приведет к быстрым улучшениям. «Изменения будут плавными. Потребуется год-два, чтобы вернуться на предыдущие отметки», – полагает Орешкин. И МЭР, и Минфин ожидают в 2015 году снижения ВВП примерно на 0,8%. А вот дальше, «при положительном сценарии, то есть при стоимости нефти 80 долларов за баррель, рост экономики составит 2,5–3% в год. При пессимистичном, то есть около 60 долларов за баррель, экономика России также покажет рост, но восстанавливаться будет более скромными темпами», – считает Максим Орешкин.

«Из этого прогноза непонятно, почему вдруг рост начнется с 2016-го, – вступил с чиновниками в заочную дискуссию Денис Ракша, управляющий партнер компании «Неокон». – По умолчанию все рассчитывают либо на отмену санкций, либо на рост нефтяных цен. Но, во-первых, это гадание на кофейной гуще, во-вторых – сродни надеждам и планам 2012–2013 годов на то, что мировая экономика начнет расти и потянет нас за собой. Расти-то она начала, только нас не потянула».

Спад в экономике России может продолжаться весь 2015 год, если цены на нефть не восстановятся и правительство не реализует антикризисные программы для стимулирования экономического роста», – считает Платон Магута, управляющий активами финансовой компании. «Общий спад при ухудшении ситуации может достичь 1,5%, что уже вполне будет сопоставимо с полноценным кризисом. Для населения главным образом это чревато сокращением реальных доходов и увеличением безработицы с нынешних 5% до 7–8%», – сказал эксперт в разговоре с «НИ».

"