Posted 3 декабря 2003,, 21:00

Published 3 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Деньги, гоу хоум!

Деньги, гоу хоум!

3 декабря 2003, 21:00
Тема репатриации капиталов, ранее вывезенных за рубеж, возникает в России с завидной регулярностью. Вчера ее обсуждали на заседании Национального инвестиционного совета (НИС), собравшегося для обсуждения законопроекта о государственных гарантиях репатриации отечественных капиталов. Между тем Банк России считает, что да

«Круглый стол», посвященный проблемам репатриации капитала, начал свою работу с констатации невеселого факта. По информации Министерства экономического развития и торговли РФ, в общей сложности за годы реформ из нашей страны было вывезено не менее 210 млрд. долларов. И самое печальное в том, что «бегство» денег продолжается, несмотря на очевидные экономические успехи страны в посткризисный период. Так, по данным платежного баланса Банка России, ежегодный вывоз средств из страны составляет порядка 20–25 млрд. долларов. А если с 2007 года Центробанк перейдет к политике «плавающего» курса рубля, то проблема вывоза капиталов может еще обостриться: во всяком случае, в других странах резкая смена финансовой политики приводила как раз к таким результатам.

Понятно, что в условиях, когда страна не слишком избалована вниманием иностранных инвесторов, мечта о возвращении «беглых» капиталов становится особенно привлекательной. Поэтому идея репатриации активно обсуждается и на уровне общественных организаций, и на уровне государственных структур. При этом, как сообщили участники «круглого стола», за последние годы сформировалось три подхода к решению этой проблемы. Один из них условно можно назвать «силовым»: деньги возвращаются усилиями госорганов, а те, кто в свое время вывел их, наказываются за уклонение от налогов или иные прегрешения.

Второй, более гуманный подход заключается в проведении экономической амнистии. Правда, здесь, по словам экспертов, сразу же возникает проблема: следует ли амнистировать всех «беглецов», независимо от того, в каких нарушениях закона они виновны. Дело в том, что среди «беглых» денег есть и так называемые «грязные» деньги, полученные преступным путем, и «серые» деньги, которые просто были выведены в офшорные зоны с целью ухода от уплаты огромных налогов.

Наконец, эксперты готовы предложить третий подход к решению проблемы. По их словам, в данном случае речь должна идти не столько о наказании или прощении «беглецов», сколько о создании максимально благоприятных условий для возвращения «бывших» российских капиталов. При этом аналитики НИС предложили аккумулировать репатриированные средства на специальных счетах в уполномоченных банках. Затем эти деньги через специально созданный фонд возрождения будут инвестироваться в приоритетные для российской экономики инвестиционные проекты. Это позволит решить сразу две важнейшие задачи: национальная экономика получит отличную денежную базу для дальнейшего роста, а те, кто в свое время «вывел» капиталы из страны, смогут избавиться от страха ответственности за содеянное.

Бизнесменам подобное предложение явно пришлось по вкусу. Зато представители руководства ЦБ решительно отвергли подобную инициативу: по словам заместителя председателя Центробанка Виктора Мельникова, в законопроекте о репатриации средств вообще нет никакой необходимости. Дело в том, что правительство с 1999 года предпринимало шаги по поэтапной либерализации операций, связанных с переводом капитала из-за рубежа в Россию. «Нынешнее валютное законодательство уже достаточно либерально. Те, кто хочет вернуть деньги в Россию, возвращают их в форме прямых, портфельных инвестиций или кредитов», – считает Виктор Мельников. Свидетельством тому, что капитал все-таки возвращается, служит быстрый рост заимствований нефинансового сектора экономики. Так, по сравнению с прошлым годом суммарная задолженность предприятий возросла до 40 млрд. долларов, сообщил Виктор Мельников. Так что и без специального закона дела с репатриацией средств обстоят почти блестяще.

Однако другие участники «круглого стола» не поддержали Мельникова. По их мнению, дело не в «текущем моменте», а в принципе. Замечательно, что «беглые» деньги возвращаются, но их приток может прерваться в любую минуту, и с той же легкостью может возобновиться отток капиталов из страны. Поводом для этого, как показали недавние события вокруг нефтяного концерна ЮКОС, может стать «наезд» на одну из крупных компаний или неосмотрительные заявления кого-либо из высокопоставленных чиновников. Именно поэтому необходимо законодательно закрепить то, что «репатрианты» не будут нести ответственность за ранее допущенные нарушения. Государство могло бы предоставить бессрочные гарантии по амнистированию тех лиц, которые решат добровольно заплатить налоги с ранее вывезенного капитала, считает Сергей Васильев из комитета Совета Федерации по финансовым рынкам. Это заявление прозвучало особенно символично в контексте недавних событий. Напомним, что на прошлой неделе были одобрены поправки в Уголовный кодекс, отменяющие механизм деятельного раскаяния. Так что не совсем понятно, как НИС надеется вернуть на Родину «сбежавшие» деньги и одновременно предотвратить «охоту на ведьм» в лице провинившихся бизнесменов.



Как прощали капиталы в других странах

Казахстан
В стране была проведена налоговая амнистия в июне–июле 2001 года. В ходе амнистии граждане могли прийти в налоговые органы и заявить о готовности легализовать определенную сумму денег, с которой ранее не были уплачены налоги. В случае, если средства не признавались заведомо преступными, они легализовывались. По официальным данным, было амнистировано в общей сложности 480 млн. долларов, что составило 3,5% от общего объема вывоза капитала из страны за период с начала проведения реформ.

Ирландия
В стране был введен льготный режим налогообложения нерезидентов. После этого в ирландских банках было открыто более 300 тысяч нерезидентских счетов. Амнистия была проведена в 1988 году с целью легализации именно этих накоплений (при этом «амнистированные» средства переводили с нерезидентских на резидентские счета). В ходе амнистии были легализованы средства в размере 2,5% национального ВВП по состоянию на 1988 год.

Аргентина
Амнистия была проведена в 1987 году. Предпринимателям, незаконно вывезшим средства из страны, разрешалось вложить деньги в акции аргентинских компаний при одном условии: за каждый вложенный доллар в аргентинские предприятия налогоплательщик должен был вложить доллар в один из специальных инвестиционных фондов. Средства, помещенные в такие инвестиционные фонды, освобождались затем от уплаты налогов, а предприниматели освобождались от ответственности за ранее допущенные налоговые нарушения. По общему мнению, амнистия провалилась, поскольку не была подкреплена реформированием налоговой системы страны: было возвращено менее 1% от общего объема вывезенных из страны средств.

"