Posted 3 октября 2011,, 20:00

Published 3 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:03

Updated 8 марта, 06:03

Формула потерь

3 октября 2011, 20:00
Выпадающие доходы бюджета России в 2012 году от введения нового режима налогообложения нефтяной отрасли по формуле «60–66» составят 60,8 млрд. руб., говорится в материалах, опубликованных вчера на сайте Минфина РФ. Эксперты разошлись во мнениях, как удастся компенсировать эти потери и насколько продуктивны предпринятые

Как говорится в документе Минфина, в результате снижения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60% общее снижение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 158,8 млрд. руб. Однако поскольку ставки вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, будут установлены в размере 66% от ставок на само «черное золото», доходы казны, как ожидают в министерстве, увеличатся на 98 млрд. руб., и это позволит частично выровнять выпадение доходов. Как бы то ни было, бюджет не досчитается более 60 млрд. К тому же эксперты полагают, что нефтяные компании предпочтут зарабатывать прибыль, продолжая гнать на экспорт сырую нефть на льготных основаниях, вместо того чтобы вкладывать выручку в модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий.

Насколько известно, предыдущая попытка правительства подтолкнуть нефтянку к более глубокой переработке нефти путем послаблений на экспорт мазута привела лишь к тому, что компании вместо модернизации предприятий стали практиковать поверхностную обработку сырья. Такие заводы, осуществлявшие примитивную первичную переработку нефти, которая затем со скидкой гналась за рубеж, замминистра финансов Сергей Шаталов назвал как-то «самоварами». Сейчас, благодаря новой системе налогообложения, вступившей в действие с 1 октября, планируется коренным образом поменять течение мазутно-нефтяных рек в сторону увеличения производства светлых нефтепродуктов. Однако за это, как выясняется, придется расплачиваться не нефтяным корпорациям, а рядовым налогоплательщикам.

Напомним, соответствующее постановление правительства кардинально перестраивает экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты. На светлые продукты они чуть снижаются – с 67 до 66% от нефтяной, на темные резко возрастают – с 46,7 до 66%, на бензин остаются на прежнем, по сути, заградительном уровне – 90%. Параллельно понижается пошлина на нефть – с 65 до 60%, а с 2015 года темные нефтепродукты уравниваются по экспортному бремени с нефтью.

Однако эксперты полагают, что до того, как формула заработает и долгожданные инвестиции пойдут на модернизацию НПЗ, а также на разведку новых месторождений нефти, пройдет значительное время, между тем как бюджетная дыра от снижения налогов образуется уже сейчас. Аналитик инвестиционной компании Владимир Пантюшин сообщил «НИ»: «Отдача от вложений высвободившихся средств, которые, как рассчитывает правительство, будут направлены на рост глубокой переработки нефти, – это лишь долгосрочный проект. Поэтому правительству придется закрывать «нефтяную дыру» путем реструктуризации бюджета на будущий год за счет повышения акцизов, скорее всего, на «вредные» товары – алкоголь, табак». По оценке эксперта, государство готово идти на такие жертвы, поскольку нефтянка все больше загоняет себя в тупик – новые месторождения практически не разрабатываются, а доля светлых продуктов в нефтепереработке сейчас не превышает 15%.

Вместе с тем роста акцизов на бензин в связи с вступлением новой формулы, как полагает г-н Пантюшин, не произойдет. Напомним, что глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев недавно сообщил, что ведомство выступает с предложением отказаться от индексации акцизов на топливо на период 2012–2013 годов. В ФАС считают, что это позволит удержать розничные цены. Минфин резко возражает против этой инициативы, особенно в связи с понижением экспортных пошлин на нефть и связанных с этим бюджетных потерь.

Как бы то ни было, потери бюджета уже подсчитаны, а инвестиции в модернизацию нефтянки потребность в которых оценивается в 1 трлн. руб. – пока лишь вопрос теоретический. Зато дополнительная прибыль от пошлинных поблажек для компаний будет весьма ощутимой. Так, ежегодный «навар» от вступления в действие формулы «60–66» в крупнейших в стране НК оценивается в сумму от 500 до 165 млн. долларов. Как сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Олег Аделев, «шанс, что вырученные средства будут вложены в долгосрочную модернизацию, существует только в компаниях с крупным госучастием». А «частники», которые до сих пор не озаботились реконструкцией своих НПЗ (а таких большинство), останутся, по его словам, «больше ориентированы на получение быстрой прибыли, которую обеспечит новый налоговый режим».

"