Posted 3 октября 2005,, 20:00

Published 3 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Нефтяная ломка

Нефтяная ломка

3 октября 2005, 20:00
Вчера вице-премьер Александр Жуков, выступая на заседании Американо-российского делового совета, заявил о том, что рост ВВП России в течение 2005–2007 годов будет оставаться на уровне 6% в год. При этом бюджет страны останется сбалансированным, даже если мировые цены на нефть упадут в два раза. Оптимизм г-на Жукова фин

По мнению вице-премьера, экономика России находится на подъеме, и темпы экономического роста, которые страна имела последние пять лет, в ближайшие годы будут сохранены. Залогом финансовой устойчивости России, считает г-н Жуков, является проводимая бюджетная политика. Бюджет уже несколько лет подряд сводится с профицитом, что, как полагает чиновник, обусловлено не только высокими ценами на нефть и газ, но и изменениями в денежно-кредитной политике, произошедшими с 2002 года. Зампред правительства рассчитывает также, что в ближайшее время доля прямых иностранных инвестиций в экономику России возрастет в три раза.

Однако далеко не все верят в дальнейший стабильный рост российской экономики. Вполне определенные опасения на этот счет высказали и участники заседания Американо-российского делового совета. И одна из самых коварных болячек, по их мнению, – именно чрезмерная зависимость страны от экспорта нефти и газа. Если федеральный бюджет более чем на 50% наполняется за счет продажи за границу углеводородов, то местные бюджеты за небольшим исключением испытывают хронический дефицит. Обрабатывающая промышленность стагнирует, налоги в региональные бюджеты в необходимом количестве не поступают.

Кроме всего прочего наращивание нефтяного экспорта и захлестнувший страну вал нефтедолларов серьезно подстегивают инфляцию. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, в ближайшие 3–5 лет у правительства есть реальная возможность повлиять на темпы экономического роста и выйти на удвоение ВВП лишь в том случае, если удастся сдержать инфляцию и укрепление рубля.

Главный экономист ИК «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин считает, уровень нефтяных цен, при котором бюджет будет сбалансированным по доходам и расходам, следует оценивать примерно в 35 долларов за баррель. «Конечно, мы говорим о нашей нефти Urals, – заметил он в беседе с «Новыми Известиями». – Если понять заявление г-на Жукова буквально, то с учетом нынешней цены на нефть доходы бюджета не пострадают и в том случае, если нефть упадет до отметки в 30 долларов. На самом деле дефицит при такой цене все же появится. Конечно, государство может воспользоваться стабилизационным фондом. Для этого он и создавался».

Эксперт полагает, что для резких падений оснований нет. В конце концов, если при дорогой нефти за последние два года наша экономика практически ничего не прибавила, то и при дешевой нефти с нею ничего экстраординарного не произойдет. «К сожалению, темп роста инвестиций сейчас замедляется, – констатирует г-н Пантюшин, – дополнительные деньги за счет высоких нефтяных цен в развитие новых производств и технологий не приходят».

А вот по мнению директора Института макроэкономических исследований и прогнозирования Евгения Гавриленкова, оптимизм вице-премьера вполне умерен, и объявленные им экономические результаты достижимы. В 2006 году никаких угроз для бюджета нет. Правда, оценки более отдаленных перспектив у специалистов института с правительством расходятся. Они убеждены, что бесконечный рост цен на нефть невозможен. Мало того, даже если они будут находиться на нынешнем уровне в 49–50 долларов за баррель, все равно экономический рост в России обречен на затухание.

К тому же существуют опасения, что по мере роста бюджетных расходов, которые мы сейчас наблюдаем, в следующем году, скорее всего, последуют определенные дополнительные финансовые инъекции. А дальше наступает горячее время – парламентские и президентские выборы. И вряд ли в выборный период правительство согласится на сокращение бюджетных расходов. Ученые, как и большинство их коллег, считают, что страна чрезмерно зависит от экспорта нефти и газа. Особенно эта зависимость усилилась в последние два-три года. Слишком много риторики звучит на этот счет, и слишком мало реальных шагов предпринимается.

"