Posted 3 сентября 2015,, 21:00

Published 3 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:21

Updated 8 марта, 03:21

Щедрый месяц

Щедрый месяц

3 сентября 2015, 21:00
В августе цены на продовольственные товары оказались ниже июльских на 5,3%. Сюрпризом это не назовешь, учитывая сезонный фактор. Но все равно приятно. Судя по всему, во второй половине сентября нас ждет очередной ценовой скачок, который затронет, среди прочего, по-настоящему доступную ныне плодоовощную продукцию. Так ч

Четырнадцать рублей за килограмм картофеля в «Перекрестке», «Пятерочке», BILLA, «Виктории» – для августа это в порядке вещей. То же самое относится к свежим помидорам, моркови и репчатому луку, которые подешевели соответственно на 34,3, 30,5 и 29,6%.

«Ситуация абсолютно нормальная, – пояснила «НИ» генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – Она связана с периодом уборки урожая, охватывающим конец июля, август, отчасти сентябрь. На рынке резко увеличивается предложение овощей российского производства. Дело в том, что большинство производителей не имеют современных овощехранилищ, позволяющих хранить продукцию до весны следующего года. Соответственно, товар нужно как можно быстрее реализовать».

В отношении томатов собеседница «НИ» заметила, что они не тепличные, а выращенные в открытом грунте в регионах. Прежде всего в Астраханской и Волгоградской областях.

Кстати, с трендом сезонности связаны и августовские цены на бананы (25 рублей за килограмм на Преображенском рынке, 34 рубля – в «Виктории»). «Тоже естественное явление, – говорит г-жа Тюрина. – В летний период население потребляет меньше бананов, поскольку хватает свежих фруктов. Тем более что у многих есть дачные участки, где без особых затрат выращиваются те же самые яблоки».

Отечественные яблоки, в общем-то невзрачные на вид, продаются сейчас в супермаркетах в среднем за 55 рублей. Недалек тот день, когда им на смену придут куда менее доступные импортные плоды. Как уже писали «НИ», поставщики уведомили ретейлеров о росте отпускных цен на некоторые категории товаров, включая овощи и фрукты, на 7–10%. От продавцов требуют утвердить новые прайсы быстрее обычного – за две недели, а не за 45 дней, как было прежде. Впрочем, представители торговых сетей уверяют, что большая доля российской продукции на прилавках не позволит ценам взлететь слишком высоко.

Однако тон на рынке задают явно не ретейлеры с их обнадеживающими заявлениями. С июня рубль упал примерно на 20%. И если не сейчас, то в обозримой перспективе это скажется на стоимости импортных товаров с высокой оборачиваемостью и низким сроком хранения – на тех же самых овощах и фруктах в первую очередь. Подорожают продукты, сырья для которых в России либо вовсе нет, либо его крайне мало, – к примеру, чай и кофе. Да и себестоимость большинства отечественных продуктов прямо или косвенно зависит от курса иностранной валюты, поскольку значительная часть упаковки, сырья, ингредиентов, оборудования – импортная.

Если говорить о тенденции удешевления отдельных наименований, зачастую этот эффект связан с маркетинговыми ходами, с акциями, которые торговые сети устраивают еженедельно. Например, в «Перекрестке» килограмм колбасы «Докторская» мы нашли за 199 рублей, а в «Пятерочке» – двухсотграммовую пачку сливочного масла, правда, жирностью всего 72,5%, – за 53 рубля.

Загадочная история со свежими огурцами: в «Перекрестке» и «Пятерочке» они скинули в цене соответственно на 47 и 21% со своей июльской стоимости, а на Преображенском рынке и в «Виктории» прибавили по 67%.

На 10,7% подорожал сыр «Российский», на 5,4% – бескостная говядина, на 4,2% – рис, на 6,0% – сливочное масло, на 7,1% – сахар-песок. Последний, напомним, в конце прошлого года прибавил в цене 41,9%. По словам экспортеров, летом сахар традиционно дешевле, чем осенью и зимой, поскольку в этот период производителям не нужно переходить на импортное сырье – хватает запасов отечественной свеклы. В целом объем привозной продукции невысок – из потребляемых в стране 5,4 млн. тонн сахара доля собственного производства составляет 4,4 млн. тонн.

В итоге заметим, что обследуемые нами торговые точки продемонстрировали достаточно разные результаты. Бесспорным лидером рейтинга «НИ» стал супермаркет BILLA, снизивший свой ценник на 12,9 %.

"