Posted 3 сентября 2003,, 20:00

Published 3 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Торги вокруг выкупа

Торги вокруг выкупа

3 сентября 2003, 20:00
Минэкономразвития предлагает радикально снизить стоимость земельных участков

Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) внесло в правительство новые предложения по выкупу и аренде земли под приватизированными предприятиями. На этот раз чиновники государственной жадности не проявили: цену земли предлагается снизить в 15 раз, а арендовать ее можно будет сроком на 49 лет.

Правда, у этих предложений МЭРТ есть и два существенных недостатка: ставки выкупа земли определены без участия самих регионов, а по некоторым принципиальным позициям нет согласия других федеральных ведомств.

По действующему законодательству, до 1 января 2004 года приватизированные предприятия обязаны выкупить землю, которую они занимают. Но тарифы, установленные Земельным кодексом РФ, оказались настолько грабительскими, что предприниматели пришли в ужас. По подсчетам экспертов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), для того чтобы выкупить всю землю под предприятиями, бизнес-сообществу пришлось бы выложить свыше 100 млрд. долларов, что составляет около 25% национального ВВП. В этом случае многие из них лишились бы не только оборотных, но и инвестиционных средств. Поэтому РСПП поставил власти ультиматум: либо нужно менять действующее законодательство, либо никто землю выкупать не будет.

Похоже, что российские власти услышали голос российских капиталистов. Вчера первый замминистра Минэкономразвития Андрей Шаронов обнародовал предложения МЭРТ по земельной реформе. Чиновники МЭРТ рекомендуют до конца года внести изменения в четыре законопроекта (два из них в Земельный кодекс и по одному в закон о приватизации и об ипотеке). Во-первых, обязательный выкуп земли предлагается перенести с 2004 года на 2007 год. Во-вторых, будет серьезно снижена сама сумма выкупа. И, в-третьих, предпринимателям будет предоставлено право приобретать землю в рассрочку.

Самые серьезные изменения касаются стоимости земельных участков. Напомним, что по действующему ныне Земельному кодексу цена земли складывается из ставок аренды в каждом конкретном субъекте РФ и поправочного коэффициента к нему. Новая методика определения стоимости, предложенная МЭРТ, предлагает исходить из верхней базовой ставки. Последняя складывается следующим образом: учитывается размер населенного пункта, налоговый потенциал региона, его площадь и количество жителей. По этому принципу будет разбита вся территория РФ. Например, в Москве, где население превышает 3 млн. человек (максимальный показатель), цена одного квадратного метра земли составит 9 руб. 7 коп., а в каком-нибудь населенном пункте, где проживают меньше 20 тыс. человек (минимальный показатель), она составит 3 руб. 62 коп.

Но и это не все. МЭРТ предлагает предоставить субъектам РФ право понижения базовой ставки земли в зависимости от «градостроительной» ценности каждого конкретного места. При этом саму эту «ценность» будет определять не центр, а региональные власти.

Меняются, по словам Андрея Шаронова, механизм и стоимость аренды земли. Сейчас в большинстве регионов предприятие заключает с местными властями соответствующий договор. Как правило, срок аренды не превышает одного года. Это, по мнению замминистра, приводит к злоупотреблениям на местах. Поэтому МЭРТ предлагает договор аренды продлить до 49 лет. При этом право на досрочное расторжение договора будет закреплено только за предпринимателями. Облегчается и способ покупки земли. Если предприятие не может единовременно внести всю сумму выкупа, то ему предлагается купить землю в рассрочку на 5 лет. Правда, «рассроченная» сумма будет считаться кредитом государства, за которое предприятие заплатит проценты в размере одной трети от ставки рефинансирования ЦБ. При этом МЭРТ при выкупе земли предлагает не брать налоги с внесенной суммы.

Казалось бы, предложения МЭРТ полностью отвечают чаяниям бизнес-сообщества. Однако в них есть нюансы, которые могут вызвать недовольство как чиновников, так и предпринимателей. Например, Андрей Шаронов предлагает разбить Москву на четыре зоны и для каждой из них установить особую стоимость участков. Внутри Садового кольца квадратный метр будет стоить 7838 руб., от Садового кольца до Третьего транспортного кольца – 2799 руб., от Третьего транспортного кольца до МКАД – 559 руб., а за МКАД – 279 руб. При этом, отвечая на вопрос «НИ», согласованы ли эти цифры с правительством Москвы, Шаронов сказал, что «пока нет». Нетрудно догадаться, какую бурю негодования вызовет это предложение у мэра Москвы Юрия Лужкова, который почти наверняка не согласится со «спущенными» сверху ставками.

Второй вопрос затрагивает непосредственно интересы бизнес-сообщества. Как известно, РСПП предлагало передачу земли в собственность предпринимателям «совершенно безвозмездно». Бизнесмены были готовы оплатить только техническую сторону процесса, то есть переоформление земельных участков в собственность предприятий. МЭРТ же дал понять, что ни о какой бесплатной раздаче госсобственности речи быть не может. Максимум, на что могут рассчитывать предприниматели, – это снижение стоимости земли и ее аренды, а также облегчение фискальной нагрузки при совершении сделок купли-продажи. В общем-то, логика в позиции МЭРТ очевидна: если предпринимателям отдавать землю безвозмездно, то перед этим надо наделить ею рядовых граждан, причем, видимо, уже с доплатой, поскольку у них нет таких доходов, как у Потанина или Дерипаски.

И, наконец, с предложениями МЭРТ уже не согласны другие федеральные ведомства. Например, Минимущества и Росземкадастр. Министерство считает, что регионам нельзя давать право на понижение базовой ставки стоимости земли. А Росземкадастр предлагает устанавливать ставку аренды участков для предприятий в зависимости от прибыльности бизнеса. Последнее предложение хоть и кажется абсурдным, но все же исходит от федерального ведомства. Поэтому полностью его проигнорировать ни МЭРТ, ни РСПП не смогут.

Справка «НИ»

В странах Центральной и Восточной Европы земля приватизировалась одновременно со стоящими на ней промышленными объектами. На территории бывшей ГДР приватизация любых городских объектов была разрешена только с выкупом соответствующего земельного участка. В Польше крупные и средние предприятия выкупались одновременно с землей, а собственники небольших объектов (магазинов, бензоколонок и т. п.) выбирали между выкупом земельного участка и арендой с правом последующего выкупа. При этом в Германии, Польше, Венгрии, Словакии земля могла продаваться за символическую цену, но с условием проведения новым собственником комплекса экологических мероприятий. А в Чехии, наоборот, предприятия вместе с землей продавались по максимальной цене, и часть этих средств государство направляло на экологию. В Эстонии в 1996 году собственники городских строений получили право приватизировать земельные участки по цене, равной величине годового земельного налога.

"