Posted 3 августа 2009,, 20:00

Published 3 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:24

Updated 8 марта, 07:24

«Много рекламы – мало информации»

3 августа 2009, 20:00
Большинство россиян (41%) не доверяют частным пенсионным фондам, выяснили социологи. Более трети граждан не собираются копить там на старость даже гипотетически. И лишь 13%, признавая риски, надеются получить в НПФ побольше денег. Независимые эксперты считают, что наличие альтернативных вариантов не является гарантией
Сюжет
Пенсии

Основные доводы граждан, у которых переход в НПФ не вызывает энтузиазма, в общем-то, лежат на поверхности: много рекламы, но мало информации. Как отмечают специалисты исследовательского центра SuperJob, проводившие опрос, нередко люди говорят, что в России «вообще никому нельзя доверять» и что обеспечить себе безбедную старость можно только самому, много работая и откладывая деньги «на черный день». Поэтому при 41% не доверяющих «частникам» в принципе 35% россиян не собираются переводить пенсионные накопления в НПФ потому, что не понимают, зачем им вообще это нужно.

И только 13% наших граждан признают: «риск есть, зато процент выше».

Это означает одно: наши граждане в массе своей не поверили в пенсионную реформу и не идут ни в НПФ, ни в частные управляющие компании (УК). Кстати, различие между ними только в одном: фонды занимаются исключительно пенсионными накоплениями, УК – разными видами деятельности, за счет которых теоретически и наращивают деньги, которые станут получать люди по старости. Все, кто остался под крылом государства (их еще называют «молчунами»), доверяют распоряжаться накопительной частью пенсии государственному же Внешэкономбанку (ВЭБ). Он не компенсирует даже инфляцию, но в условиях кризиса хотя бы не теряет деньги, уходя в минус. Видимо, это людей устраивает.

По поводу же больших рисков и больших денег, которые сулят «частники», наши граждане, к сожалению, ошибаются. До кризиса не все, но некоторые наиболее удачливые и расторопные УК могли «наварить» будущим пенсионерам до 30%, но сейчас ситуация изменилась радикально. «Обвал фондового рынка в 2008 году обернулся для большинства УК отрицательной доходностью, в то время как у ВЭБа были лучшие показатели – он не вкладывал средства в ценные бумаги с высокими рисками», – рассказала «НИ» научный сотрудник Института социологии РАН Юлия Лежнина.

Да и сам размер прибавок, которые давали «частники» даже в «тучные» годы, мягко говоря, не впечатляет. «Около полутора лет назад я общалась с руководителями ряда УК. Тогда, по их оценкам, грамотное управление пенсионными отчислениями могло обеспечить прибавку нынешнему молодому поколению, которому еще далеко до пенсии, в размере 2–3 тыс.руб., – отмечает г-жа Лежнина. – То есть, речь не идет о каких-то баснословных суммах, способных обеспечить безбедную старость. Это просто небольшие бонусы. Молодым людям гораздо надежнее накопить на однокомнатную квартирку в Подмосковье и сдавать ее на старости лет». По словам эксперта, пенсионная система меняется в России каждые 3–4 года, и люди просто не знают, чего от нее еще ждать.

Директор Института социальной политики Сергей Смирнов полагает, что во времена кризиса вопрос о переводе средств в УК «не совсем актуален». «В условиях обвала фондового рынка ни о какой доходности не может быть и речи. Если говорить о будущем, я бы предложил ввести систему частичного перераспределения отчислений: частью управляет государство, частью –НПФ. Как говорится, яйца лучше раскладывать по разным корзинам. Хотя для многих и 2–3 тыс. – существенная прибавка к пенсии, и при грамотном управлении отчислениями эта сумма может вырасти. Другой вопрос – насколько этот рост опередит инфляцию, – сообщил «НИ» эксперт. – Как ни прискорбно, наша пенсионная система сейчас не работает». По его словам, даже банковские вклады сегодня выгоднее с точки зрения накопления денег на старость. По крайней мере, для молодежи, у которой еще есть время собрать на счетах приличные суммы. Конечно, если их не трогать.

"