Posted 4 июня 2021, 07:36

Published 4 июня 2021, 07:36

Modified 7 марта, 13:54

Updated 7 марта, 13:54

«Мы вас ненавидим»: омбудсмен Татулова рассказала об отношении бизнеса к власти

4 июня 2021, 07:36
Общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова (на фото) выступила с разгромной речью на Петербургском экономическом форуме.

Она подвергла критике экономическую политику властей, которая привела к «тотальному кризису доверия власти и бизнеса, и из этого исходит очень много проблем».

«Вы на нас плюете, по-отечески разговариваете с нами, как с убогими, мол, мы знаем, что вам надо. А мы вас ненавидим. И это плохо для всех», — заявила Татулова.

По словам общественного омбудсмена, пока не будет выстроено это доверие, не будут закреплены правила игры — хотя бы на какой-то срок — развития не будет.

«На 10 лет закрепите, — предложила она. — Не надо ничего менять. Не осчастливайте нас. Просто становитесь. Мы не успеваем читать то, что вы пишете».

Выступление Татуловой, по словам участников форума, «взорвало» его размеренно-слащавый ход, напоминавший течение съездов КПСС, отмечает издание finanz.ru.

По словам Татуловой, проблема безопасности бизнеса в России в последнее время обострилась настолько, что люди думают об эмиграции «каждую пятницу»: бизнесменов сажают в СИЗО, душат неподъемными налогами, «светят в глаза лампами» на допросах в налоговой, убивают штрафами.

По словам омбудсмена, любое телодвижение государства по «помощи» малому бизнесу заканчивается с одним результатом — цивилизованным и добросовестным участникам рынка становится работать сложнее, в то время как «теневой сектор» получает конкурентные преимущества. Причиной перекоса омбудсмен считает то, что чиновники, ответственные за принятие решений, живут в другом мире.

«Бизнесу в любой отрасли для бурного роста нужно всего две вещи — эффективность и безопасность. Нигде, ни в одном лозунге на сегодняшний момент, ни в одной стратегии очередной, даже слов таких нет. Что угодно есть — цифровизация, акселерация, генерация, песочница. Только вот этих двух слов нет», — сказала обмудсмен.

В качестве примера она рассказала, что в пандемийный 2020-й год, когда число проверок сократилось втрое, объем штрафов, наложенных на бизнес, вырос в 8 раз. При этом стоимость пошлины в Росреестре за регистрацию допсоглашения к договору аренды взлетела не в 2, не в 3, а в 22 раза. Создание единого оператора твердых отходов приведет к увеличению платы за вывоз мусора для бизнеса в 5 раз.

Возмущаясь «драконовскими» размерами штрафов на малый бизнес, Татулова сообщила, что их размер устанавливают люди с годовым доходом 190 миллионов рублей, для которых 300 тысяч — это «на корм собакам».

«Для них это — нормально», — сказала Татулова.

Но у представителей малого бизнеса нет таких доходов, как у «оторвавшихся от народа» чиновников.

Из-за чудовищного административного прессинга у малых предприятий нет другого выхода, кроме как «уходить в тень».

«Если ты „серый“, тебя никто не видит, как только ты платишь налоги — к тебе приходят все кому не лень», — сообщила Татулова.

Она добавила, что хваленые меры поддержки малого бизнеса оказались пшиком: с двукратным снижением страховых взносов людей обманули. Вся «гигантская помощь» осталась на бумаге: вместо 30 тысяч налогов на среднего работника предприниматели платят не обещанные 15 тысяч взносов, а все 24 тысячи.

«Прямо облагодетельствовали», — возмутилась омбудсмен.

Особое недовольство бизнеса вызывает то, что проверяющие получают бонусы от объема выписанных штрафов, что превращает контрольные органы в инструмент беспредельного неналогового отъема денег у людей.

По словам Татуловой, налоговый режим должен быть таким, чтобы «человек мог получать прибыль, инвестировать ее, чтобы страна развивалась, «раз уж он здесь эти деньги вкладывает и не уехал еще, несмотря на то, что думает об этом каждую пятницу».

Омбудсмен потребовала пересмотреть KPI надзорных органов, который сейчас мотивирует проверяющих обязательно найти нарушения, а также верифицировать все принимаемые законы напрямую с бизнесом. Она также предложила запретить банкам вмешиваться в дела бизнеса: блокировать счета и списывать деньги, исключить допросы из функционала налоговой.

В противном случае прослойка малого бизнеса в стране никогда не достигнет заявленных в стратегической доктрине о 25 млн человек. Эта доктрина уже провалена. По итогам 2020 года число субъектов МСП в стране сократилось еще на 3,9%, до 5,864 млн. До 3,312 млн (на 2,2%) сократилось и количество индивидуальных предпринимателей. В отличие от «сытых чиновников с зарплатой в 190 миллионов рублей», средняя зарплата в малом бизнесе на 1 апреля рухнула на 17% — до 30,7 тысячи рублей.

В ходе своего выступления Татулова неоднократно произносила слово «безопасность»: прямо накануне заседания одного из сочинских предпринимателей поместили в СИЗО.

«Борис Юрьевич, я тут наговорю, а вы меня из СИЗО потом вытащите?», — обратилась она к бизнес-омбудсмену Борису Титову, предваряя свою разгромную речь.

Ранее Татулова сообщила, что за право выступить на форуме организаторы потребовали с нее почти миллион рублей. Она отказалась платить за выступление, написав гневный пост в Фейсбуке:

«Дорогие организаторы ПМЭФ, с удивлением наблюдаю своё фото в программе. Очень прошу вас удалить его с сайта, или перечеркнуть с надписью «нищеброд» и фразой «этот спикер не согласился оплатить 900 тысяч рублей за выступление», — сообщила она.

После скандала организаторы сообщили, что разрешат омбудсмену выступить бесплатно.

Подпишитесь