Posted 3 апреля 2011,, 20:00

Published 3 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Слону – дробина

Слону – дробина

3 апреля 2011, 20:00
В конце прошлой недели в Госдуму по инициативе президента России были внесены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Они предусматривают административную ответственность чиновников за ненадлежащую работу с гражданами. Если госслужащие не будут соблюдать процедуру и сроки оказания услуг, требов

Сейчас даже самые срочные апелляции россиян рассматриваются в общем порядке, а ответственность за формальный ответ или игнорирование обращения не предусмотрена. Внесенный в Госдуму законопроект дает право гражданам жаловаться на конкретного чиновника по единому телефону доверия, через сайт его ведомства или единый портал госуслуг. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 дней с момента регистрации. Отслеживать ее рассмотрение можно будет в режиме онлайн. Вынесенное решение также должно быть опубликовано в Интернете.

В том, что депутаты проголосуют за президентскую инициативу, сомневаться не приходится. Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов уже заявил, что введение штрафов за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан принципиально важно, так как люди, как правило, вступают в переписку с властью по крайней необходимости. Чаще всего это связано с нарушением их прав. «И равнодушие должностного лица, к которому они обратились за защитой, воспринимается ими особенно болезненно», – подчеркнул народный избранник.

В свою очередь председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Пилигин сообщил «НИ», что в серьезных случаях к делу может быть подключена и более серьезная инстанция, нежели руководство нерадивого функционера. «Если жалобщик считает, что его претензии оказались бесполезны, можно будет обратиться в прокуратуру, которая в случае принятия положительного решения обратится в суд. Он и определит: следует ли наказывать чиновника и в каком размере», – пояснил депутат.

На вопрос о том, насколько болезненным для чиновника будет предлагаемый штраф, г-н Пилигин заметил, что нужно понимать: у большинства государственных служащих зарплаты небольшие, и 10 тыс. для многих сумма существенная. Тем более если жалобы окажутся регулярными. «Кроме того, в случае применения данной нормы не следует забывать о моральной составляющей, – подчеркнул депутат. – Все решения будут публиковаться в Интернете. В обычной практике подобные взыскания очень мешают дальнейшему продвижению по службе». Собеседник «НИ» полагает, что практика обращений в прокуратуру после введения этой нормы будет очень широкой, «поскольку сейчас конституционный комитет Думы буквально завален письмами граждан, недовольными как действиями чиновников, так и их письменными ответами на обращения».

Другой точки зрения придерживается Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). «Мне кажется, что по телефонам доверия люди звонить не будут – бессмысленно жаловаться чиновникам на чиновников, ведь они сами себя сечь не станут, – заявил он «НИ». – А в прокуратуру пойдут лишь самые смелые и принципиальные. Остальные испугаются долгих разбирательств, судебной волокиты и прочих процедур. Тем более нельзя забывать о том, что очень часто жалобщики боятся мести со стороны чиновников, к которым придется обращаться еще не раз – жизнь ведь длинная… ».

По мнению г-на Янина, было бы гораздо эффективнее создать специальное государственное подразделение по расследованию жалоб. «Эта структура должна заниматься качеством госуслуг при гарантии сохранения анонимности жалобщика – в рамках проверок типа «контрольной закупки», – полагает эксперт. – К тому же этой же структуре можно вменить в обязанность и контроль за выполнением регламентов в ведомствах даже без наличия соответствующих жалоб, чтобы чиновники знали, что любое обращение к ним может оказаться проверкой их усердия».

Размер предлагаемых штрафов главу КонфОП впечатлил не очень: «Для рядовых «стрелочников» 10 тыс. – сумма существенная, а для начальника департамента или министра – пустяк. Разве что их каждый день штрафовать… Но для этого у жалобщиков руки коротки». По мнению Дмитрия Янина, самые проблемные на сегодняшний день – ведомства, занимающиеся паспортизацией населения (особенно загранпаспортами), загсы, а также жилинспекция и пожарная служба, которые должны платить гражданам не только за волокиту, но и за хамство и грубость.

"