Posted 3 апреля 2006,, 20:00

Published 3 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Любители жирных сливок

Любители жирных сливок

3 апреля 2006, 20:00
Заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков сообщил вчера, что в мае на рассмотрение правительства может быть вынесен долгожданный закон об инсайдерской информации. Правда, конкретные меры наказания для тех, кто за деньги «сливает» заинтересованным коммерсант

Евросоюз определяет это явление так: «Инсайдерская информация означает информацию точного характера, которая не является общедоступной и относится, прямо или косвенно, к одному или более эмитентам финансовых инструментов и которая, став общедоступной, сможет оказать значительное влияние на цены этих финансовых инструментов или на цены соответствующих производных финансовых инструментов». Иными словами, некто знает о компании такое, чего не знают другие, и, воспользовавшись этими сведениями, успешно скупает или «сбрасывает» акции этой компании заранее. Рынок взлетает или падает, а он уже снял первые, самые жирные сливки.

Специальных законов, препятствующих разглашению инсайдерской информации в коммерческих целях, у нас не существует, хотя само явление процветает. Достаточно вспомнить стремительный рост стоимости российских еврооблигаций на мировых биржах в октябре 2003 года. Тогда они поднялись на пик за 35 минут до того, как агентство Moody’s объявило о присвоении нашей стране инвестиционного уровня рейтинга. При этом никаких положительных новостей рынок до этого не получал. Большинство экспертов сошлись в том, что налицо была утечка информации. А на объединении ЮКОСа и «Сибнефти», по некоторым оценкам, инсайдеры заработали около 350 млн. долларов. Всего же на российском «черном рынке» инсайда, как сообщил «НИ» депутат Анатолий Аксаков, крутятся суммы в сотни миллионов, а порой и миллиарды долларов.

Мы, впрочем, в этом деле не пионеры, а лишь перенимаем чужой опыт. До сих пор продолжается суд над бывшими руководителями компании Enron, который были арестованы в 2002 году. В частности, бывшему ее исполнительному директору Джеффри Скиллингу предъявлены обвинения по 31 эпизоду, включая мошенничество, заговор, инсайдерскую торговлю и предоставление ложной информации аудиторам. Если г-н Скиллинг будет признан виновным, ему грозит провести ближайшие несколько десятков лет за решеткой. В марте 2005 года французский апелляционный суд оставил в силе приговор трехлетней давности, вынесенный известнейшему международному финансисту Джорджу Соросу. Его оштрафовали на 2,2 млн. евро. Речь шла об использовании инсайда в ходе приватизации французского банка Societe Generale. В 1986 году известному биржевому игроку Айвену Боски пришлось пойти на мировое соглашение с инвесторами и заплатить им 100 млн. долларов. Если бы он не сделал этого, ему бы угрожало тюремное заключение на срок до пяти лет.

У нас же в этом смысле ничего и никому не угрожает. Первая попытка поставить перед недобросовестными менеджерами и чиновниками законодательный барьер состоялась в конце 2003 года, но тогда проект, инициированный группой депутатов, не получил поддержки большинства, да и специалисты отзывались о нем скептически. В частности, их не устраивал тот факт, что за нарушение закона предусматривалась лишь административная ответственность. Новый проект будет представлен в ближайшую неделю. Как рассказал «НИ» Анатолий Аксаков, запрет на инсайдерскую активность в законе перенесен на все финансовые рынки, в том числе и на рынок так называемых деривативов, то есть на производные, в частности фьючерсные контракты, где, по выражению собеседника «НИ», «инсайдеры могут зарабатывать, даже не имея денег». Кроме того, в проекте отражена и возможность преследования госслужащих, которые в нашей стране являются основными источниками слива подобной информации.

Впрочем, о каких-либо конкретных мерах наказания в законопроекте ничего не сказано. Известно лишь, что санкции, включающие как административные, так и уголовные меры, будут приняты как поправки к соответствующим кодексам. По словам г-на Аксакова, ответственность пока не вводится, «чтобы не напугать рынок». Специалисты, занимающиеся изучением коррупции, оптимизма по поводу предлагаемых мер не испытывают. «Руководство страны пытается компенсировать общий кризис системы отдельными запретами, – отметил «НИ» президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. – При нынешнем уровне коррупции и полном отсутствии общественного и политического контроля никакого результата эта мера не даст».

НА ЗАПАДЕ ЗА ИНСАЙД МОГУТ АРЕСТОВАТЬ

Страны с развитой экономикой столкнулись с проблемой инсайда давно. Первые законодательные акты, запрещающие использование подобной информации, появились еще в 30-х годах, сразу же после окончания Великой депрессии – крупнейшего экономического и финансового кризиса в XX веке. В Великобритании за инсайдерство полагается штраф или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 7 лет. В США комиссия по ценным бумагам может наложить на виновного штраф на сумму до 1 млн. долларов или изъять у него сумму, в три раза превышающую полученную прибыль. Решение принимается в зависимости от того, какая сумма оказывается большей, так что уголовные штрафы за «слив» закрытой информации доходят у американцев до 2,5 млн. долларов. В Германии максимальный срок заключения за использование инсайдерской информации – 5 лет, в Японии – 3 года, в Италии и Франции – 2 года.
Самое неприятное в законодательстве США или Великобритании то, что инсайдер-иностранец ничего не знает о вменяемых ему в вину преступлениях до тех пор, пока он не оказывается на территории этих стран. Сразу же после этого его счета могут быть заморожены, а сделки, уже заключенные с ним или при его посредничестве, аннулированы. Так что у российских бизнесменов, подозреваемых в инсайдерстве, есть все шансы попасться в руки американского или британского правосудия – при условии, конечно, что они окажутся «в нужное время в нужном месте».

"