Posted 3 марта 2008,, 21:00

Published 3 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:14

Updated 8 марта, 08:14

Нефтедолларовое цунами

3 марта 2008, 21:00
Вчера цена на нефть установила новый исторический рекорд – 103,41 доллара за баррель. Высокий спрос на сырье и недостаточные объемы вложений в предприятия добычи и переработки приведут к тому, что цена на «черное золото» останется высокой в ближайшие 10 лет, заявило вчера Международное энергетическое агентство (МЭА). И

Нефть уже хорошо освоила 100-долларовую зону: и Brent, и Light Sweet предпринимали попытки штурмовать новые высоты. Только фьючерсы традиционно дешевой российской марки REBCO находятся ниже сотни, но и для них преодоление этого рубежа – дело времени. Подорожание нефти носит долгосрочный характер, признал вчера глава отдела экономических исследований МЭА Фатих Бироль. По его словам, чтобы удовлетворить растущие потребности развивающихся стран в сырье, надо увеличить ежедневную добычу на 37,5 млн. баррелей к 2015 году. «Однако расчеты, произведенные на основе анализа 230 проектов, существующих как в ОПЕК, так и вне его, свидетельствуют, что в случае их осуществления прирост производства удастся обеспечить лишь на 25 млн. баррелей», – отметил он.

В результате нефть будет дорожать, что приведет к глобальным изменениям в мировой экономике и, возможно, политике. Аналитики инвестбанка Morgan Stanley назвали это явление «нефтедолларовым цунами». При цене в 100 долларов за баррель стоимость всех доказанных нефтяных запасов в мире составляет, по их расчетам, 121 трлн. долларов, из которых 48 трлн. принадлежат странам Персидского залива, 44 трлн. – остальным государствам ОПЕК, а 12 трлн. – Канаде, Норвегии, Мексике и России, вместе взятым.

Чтобы осознать, насколько колоссальна эта сумма, исследователи напоминают: ВВП Великобритании составляет лишь 2,7 трлн. долларов, США – 14 трлн., капитализация всех торгуемых на бирже компаний в мире достигает 50 трлн., а еще 50 трлн. приходится на глобальный рынок облигаций. Золотовалютные резервы всех центробанков мира в сумме составляют лишь 6,4 трлн. «зеленых». При этом экспортеры вынуждены пускать нефтедоллары на скупку активов по всему миру, поскольку зачастую просто не могут потратить их внутри страны – там буквально нечего покупать на такие огромные деньги, к тому же сразу возникнет инфляция.

Поэтому на эти 121 трлн. долларов страны-нефтеэкспортеры могут купить буквально все. И эту огромную финансовую мощь уже нельзя игнорировать, заключают эксперты. Купили бы уже давно и много, если бы Запад не ограничивал инвестиции государственных фондов развивающихся стран (вроде нашего разделенного теперь стабфонда). Однако те настолько недовольны ограничениями, что под их давлением МВФ сейчас разрабатывает кодекс поведения, которому должны соответствовать госфонды, чтобы им было разрешено приобретать доли в западных компаниях.

Американский Институт международной экономики Петерсона составил рейтинг госфондов с учетом их прозрачности, их отчетности, качества управления и независимости менеджмента от политической линии правительства. Первое место с 24 баллами из 25 возможных получил госфонд Новой Зеландии. Также в группу «хороших» (им однозначно можно инвестировать в западные компании) попали Норвегия, Тимор и Канада. В категорию середняков зачислены российский стабфонд (9,5 балла), госфонд Азербайджана (17 баллов) и национальный нефтяной фонд Казахстана (14,5). Единственный в этой компании «араб» – инвестфонд Кувейта.В группе «плохишей» с показателями ниже 7,5 балла очутились фонды Мексики, Китая, Венесуэлы и многих стран Персидского залива. По экспертным оценкам, объемы всех госфондов уже достигли 2,6 трлн. долларов.

Из-за финансового кризиса многие западные бизнесмены стали благосклонно относиться к иностранным инвесторам, ведь они дают деньги компаниям, которые сейчас находятся в затруднительном положении. В частности, миллиардер Уоррен Баффет в своем последнем заявлении призвал бизнесменов понять, что скупка американских акций иностранцами – не «подлый заговор зарубежных правительств», а прямое следствие действий американских властей, живущих в долг и выпускающих слишком много долларов в обращение. «Если мы каждый день скармливаем 2 млрд. долларов внешнему миру, то он должен инвестировать эти деньги во что-нибудь у нас», – сказал знаменитый инвестор.

"