Posted 3 марта 2004,, 21:00

Published 3 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Дефицит, однако

Дефицит, однако

3 марта 2004, 21:00
Минфин РФ обнародовал вчера данные по расходам и доходам федеральной казны. Они оказались неутешительными: выяснилось, что даже в условиях сверхвысоких доходов бюджет страны был исполнен с дефицитом. И это при том, что для погашения внешнего долга Минфин в январе–феврале прибегал не к доходам казны, а к внутренним займ

Стало уже почти традицией, что правительство России сверстывает профицитные бюджеты и выполняет их на ежемесячной основе. Это значит, что страна «живет по средствам: доходы казны всегда «покрывают» расходы, чем и обеспечивается финансовая стабильность. С 2000 года этот факт стал предметом особой гордости чиновников с Ильинки. Например, совсем недавно и. о. вице-премьера, министр финансов РФ Алексей Кудрин хвастался профицитным бюджетом перед министрами финансов «восьмерки»: мол, смотрите, Россия научилась верстать бюджет с профицитом, а США – нет. Да и странам Европейского союза в этом отношении стоит поучиться у своего партнера по «большой восьмерке».

Однако, как показала практика, радовался российский Минфин преждевременно. По итогам первых двух месяцев года стало ясно, что от «бюджетных дыр» не спасают даже нефтяные сверхдоходы, которые Россия получает благодаря тому, что цены на «черное золото» уже несколько месяцев не опускаются ниже отметки в 30 долларов за баррель. Тем не менее доходы казны в январе–феврале 2004 года составили 435,3 млрд. рублей, а расходы – 437,5 млрд. рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета в январе–феврале 2004 года составил 2,2 млрд. рублей, или 0,1% ВВП.

Казалось бы, есть повод задуматься над причинами возникновения дефицита. Однако и. о. министра финансов Алексей Кудрин, приведший данные об исполнении бюджета за два года, был буквально исполнен оптимизма. По его словам, превышение расходов над доходами носит исключительно плановый характер. К тому же, по словам и. о. министра финансов, есть еще одно утешение: фискальные органы страны в первые два месяца года намного перевыполнили план. Так что казна могла позволить себе роскошь немного «расслабиться».

Правда, подобные замечания, как подчеркивают наблюдатели, звучат не слишком убедительно. Потому, что главный вопрос остается без ответа – откуда все-таки взялась «дыра» в бюджете. России, правда, в январе–феврале пришлось проводить очередные выплаты по внешним долгам, однако нельзя сказать, что последние носили драматический характер: они составили 45 млрд. рублей, то есть немногим более 1,5 млрд. долларов. При этом, если верить Алексею Кудрину», «все погашения были обеспечены за счет рефинансирования». В переводе с правительственного языка на русский это означает, что Россия выплачивала внешний долг за счет увеличения объемов заимствований на внутреннем рынке. Так что на состоянии бюджета эти выплаты, по идее, не должны были отразиться. И тем не менее дефицит налицо.

Картина стала более ясной после того, как Кудрин уточнил, на что «ушли» деньги из федеральной казны. Оказывается, по просьбе ряда субъектов РФ им были перечислены ссуды и дотации для своевременной выплаты заработной платы в размере 3,764 млрд. рублей. «Таким образом, сумма помощи регионам составила за два месяца 30 млрд. рублей», – сообщил и. о. министра финансов. Он привел и другие цифры: так, из фонда компенсаций федерального бюджета на помощь инвалидам, ветеранам, на детские пособия и другие социальные выплаты в регионы дополнительно было направлено 6,5 млрд. рублей «Их получают все регионы, даже доноры», – подчеркнул Кудрин. А в начале года, по его словам, из доходов бюджета 16 млрд. рублей было отправлено в стабилизационный фонд, который достиг 122 млрд. рублей.

Выходит, что ларчик открывается до банальности просто. Наступила горячая предвыборная страда, и государству в январе–феврале пришлось в спешном порядке погасить свои долги перед избирателями. Остается утешаться только тем, что на этот раз обошлось без «раскручивания» новой пирамиды ГКО. Правда, как подчеркивают эксперты, размеры внутреннего долга все же увеличились, однако они еще не достигли угрожающих размеров. Так что остается только порадоваться, что выборы у нас проходят раз в четыре года, а не каждый месяц, а то вряд ли правительство и дальше могло бы гордиться профицитным бюджетом и умением «жить по средствам».



Справка «НИ»

Александра СМИРНОВА, эксперт по налоговой и бюджетной политике Экономической экспертной группы:
– Дефицит в первые два месяца нового года традиционно носит сезонный характер. Дело в том, что налоговые поступления в это время идут плохо. И только в марте, после того, как начнутся серьезные поступления по налогу на прибыль, можно ожидать профицитного бюджета. К тому же, насколько понятно из слов Кудрина, в январе-феврале был осуществлен «ускоренный» перевод денег регионам на покрытие «зарплатных» нужд. Думаю, что после выборов «гайки» будут закручены, и по итогам года бюджет окажется сбалансированным.

Владимир РЕДЬКИН, эксперт Центра фискальной политики:
– К сожалению, на данный момент мы еще не получили отчет Минфина за первые два месяца. Однако по предварительной информации уже можно судить о том, откуда у бюджета возник дефицит. Во-первых, в феврале были достаточно большие процентные платежи по внешнему долгу. Во-вторых, скорее всего, та финансовая помощь регионам из центра, которая ушла из казны в феврале этого года, была запланирована на последующие месяцы. Но, видимо, регионы заранее забили тревогу и Минфину, чтобы не осложнять ситуацию в предвыборное время, пришлось «пламя» срочно гасить. И, наконец, в-третьих, в прошлом году налог на добычу природных ресурсов (НДПИ) целиком шел в федеральный бюджет, и только в конце года шло его «отщепление» от общих бюджетных доходов. Теперь же, как можно судить из слов и.о. министра финансов Алексея Кудрина, 16 млрд. рублей уже перечислено в стабилизационный фонд. Эти деньги не подлежат дальнейшему использованию – они копятся на «черный день». Другое дело, что средств фонда финансовой поддержки регионов, из которого оказывается помощь субъектам РФ, на всех может не хватить. И тогда регионы снова будут просить помощь центра. Возможно, этот фонд и будет в предвыборный год увеличен (если цены на нефть будут очень высокими), а возможно, и нет. Но в любом случае объем средств фонда вряд ли возрастет в несколько раз. Скорее всего, туда добавят несколько миллиардов рублей, которые радикально картину не изменят.

"