Posted 3 февраля 2014,, 20:00

Published 3 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

За казенный счет

За казенный счет

3 февраля 2014, 20:00
Счетная палата РФ провела аудит Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в ходе которого выяснилось, что ведомство незаконно привлекало в качестве субподрядчиков коммерческие организации, не входящие в структуру ФСИН. Фирмы проводили строительные работы на ведомственных объектах, а унитарные предприятия ФСИН кла

В сообщении СП говорится, что законодательно предоставленные учреждениям ФСИН преференции по заключению контрактов без проведения торгов не привели к экономии и эффективному использованию средств федерального бюджета. По словам аудитора СП Сергея Мовчана, казна понесла значительные издержки, так как 7,1 млрд. рублей (на такую сумму провели работы коммерческие фирмы) – это 55% от общего объема бюджетных средств, перечисленных строительным унитарным предприятиям ФСИН. В Счетной палате подчеркнули, что в 2010–2012 годах строительными ФГУПами ФСИН, как генподрядчиками, за оказанные посреднические услуги была получена прибыль в размере 250 млн. рублей, а это, как подчеркнул г-н Мовчан, «средства федерального бюджета».

Интересно, что недавно на ФСИН обрушилась критика после приобретения 170 планшетных компьютеров на сумму свыше 4 млн. рублей. Отмечалось, что планшеты были закуплены по цене на 27,6% дороже среднерыночной стоимости, без учета оптовой поставки, которая обычно осуществляется со скидкой. В итоге ведомство, по некоторым оценкам, переплатило за планшеты около 900 тысяч рублей.

В целом же, по данным Генпрокуратуры, количество правонарушений в сфере госзакупок ежегодно растет. Если в 2012 году их было зафиксировано 49,7 тысячи, то в прошлом году уже 73,9 тысячи, около 20 тысяч нарушителей были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. «Благоприятную почву для правонарушений создает неудовлетворительное состояние контрольной деятельности в сфере размещения заказов и финансового контроля за использованием бюджетных средств», – заявляли в Генпрокуратуре.

Впрочем, несмотря на то, что коррупционные правонарушения фиксируют и Счетная палата, и Генпрокуратура, ответственность за них мало кто несет. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, воровство бюджетных средств – слишком большой «кусок пирога» для чиновников, чтобы легко от него отказаться. Система работает по принципу «ворон ворону глаз не выклюет».

Как рассказал «НИ» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, злоупотребления в сфере госзакупок – это часть сектора коррупционного рынка, который называется «распределение бюджетных средств». «Это самый прибыльный сектор, доходность в котором исчисляется миллиардами, поэтому он рассматривается участниками рынка как отличный бизнес», – пояснил г-н Кабанов, отметив, что уже на этапе формирования госпрограмм в них закладывается коррупционная составляющая, которая пойдет на счета компаний, близких к чиновникам, отвечающим за проект. «В настоящее время такой подход является идеологией государства, и личное обогащение – это часть работы значительной доли госслужащих. В систему завязана вся так называемая «элита» страны. В ней участвуют и правоохранительные структуры, которые прикрывают незаконный бизнес. Следователи, ведущие антикоррупционные дела, зачастую рассматривают их как заработок», – говорит Кирилл Кабанов.

По мнению гендиректора Института проблем глобализации Михаила Делягина, коррупция в сфере распределения бюджетных средств сейчас выглядит как основа государственного строя. За последние годы количество коррупционных дел, по которым было вынесено решение о лишении обвиняемого свободы, снизилось с 25% до 14%. Причем судебная система продолжает работать над снижением этой доли.

По словам эксперта, нецелевое использование бюджетных средств сейчас можно оформить и как халатность, и как расточительство, и как большое количество менее тяжких преступлений, чем получение взятки. Действительно, за нецелевое расходование бюджетных средств в УК РФ предусмотрено наказание до 5 лет тюрьмы, а за взятку – до 15. «Де-факто государство встает на защиту тех, кто совершает правонарушение при использовании бюджетных средств», – считает г-н Делягин.

"