Posted 2 декабря 2015,, 21:00

Published 2 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Обратная сторона эмбарго

Обратная сторона эмбарго

2 декабря 2015, 21:00
В Брюсселе безрезультатно завершились трехсторонние консультации между Россией, ЕС и Украиной. Участники – глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, украинский министр иностранных дел Павел Климкин и член Еврокомиссии по торговле Сесилия Мальстрем – не смогли снять разногласия по будущей зоне свободной торговли ЕС – Укр

Изначально предполагалось, что режим свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с октября 2014 года. Однако именно тогда, в октябре прошлого года, после очередного раунда консультаций в Брюсселе, стороны договорились, что введение положений соглашения будет отсрочено до 31 декабря 2015 года. Евросоюз ввел односторонние преференции на экспорт украинских товаров, в то время как европейские товары на Украине продолжают облагаться пошлиной.

«Россия никогда не требовала, чтобы Украина не подписывала соглашение об ассоциации с ЕС, – отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Вопрос стоял иначе: условия зоны свободной торговли ЕС – Украина, которые фиксировались в рамках соглашения об ассоциации, препятствуют нормальной экономической деятельности между Киевом и Москвой, и поэтому их надо скорректировать».

Между тем, по данным Минэкономики РФ, двусторонний товарооборот за первые десять месяцев 2015 года упал на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 456 млн. долларов. Украина полностью прекратила поставки на наш рынок молочной продукции, яиц, мяса птицы, злаков и кондитерских изделий, табачной продукции. Как ранее заявлял премьер Арсений Яценюк, вероятные потери от запрета на импорт в Россию составят 600 млн. долларов.

По словам Алексея Улюкаева, у этого запрета есть конкретный мотив: «Поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации – экономическим, финансовым, мы приняли решение о введении защитных мер в виде продовольственного эмбарго. Просто это решение имеет отсроченный характер. Оно тоже отсрочено до 1 января».

Суть проблемы не сводится к понятию «санкции». Оно – в режиме свободной торговли между Украиной и ЕС, что явствует из следующего заявления главы Минэкономразвития: «С высокой степенью вероятности нам придется в одностороннем порядке защищать свой рынок от неконтролируемого доступа товаров через таможенную территорию Украины, товаров из третьих стран, прежде всего из стран Европейского союза. Оснований для того, чтобы сохранять нулевую ставку таможенного тарифа с Украиной, в такой ситуации мы иметь не будем».

Что касается разногласий на консультациях в Брюсселе, то, как заявил Алексей Улюкаев, российские предложения по вопросам ассоциации Украины и ЕС не учитываются. «От нас хотят, чтобы мы согласились со степенью снижения обязательств наших украинских партнеров и при этом сохранили свои обязательства по преференциальной торговле с нулевым таможенным тарифом», – пояснил г-н Улюкаев суть расхождений. По его словам, российская сторона считает такую позицию «несправедливой и экономически ущербной».

Как пояснил «НИ» профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский, с самого начала Россию беспокоила перспектива присутствия Украины сразу в двух зонах свободной торговли – ЕС и СНГ. «Но подобных прецедентов, когда одна страна участвует в нескольких зонах, в мире немало, – заметил эксперт. – Поток товаров контролируется на границе таможенными органами на основе соглашения, которое есть внутри ВТО. Оно называется Rules of origin, то есть «правила происхождения». Все таможенные органы уже давно умеют работать на основе этого документа. Таким образом, и украинская, и российская таможня вполне могут отсекать те товары, которые имеют европейское происхождение».

Г-н Портанский добавил, что похожая ситуация у нас давно существует с Казахстаном, о чем официальные лица предпочитают умалчивать. «Казахстан присоединился к ВТО на условиях, что у него примерно по трем тысячам тарифных позиций таможенные пошлины ниже, чем ставки Таможенного союза, – отметил собеседник «НИ». – Но мы же не возражали, не выставляли резких условий Казахстану, не говорили, что наши производители могут пострадать. С Казахстаном, нашим союзником по Таможенному союзу, нам ссориться ни к чему, а вот в случае с Украиной мы, наоборот, раздуваем из мухи слона».

"