Posted 2 декабря 2013,, 20:00

Published 2 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

Разжижение вывоза

2 декабря 2013, 20:00
Закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ) вступил в силу с 1 декабря. Право на экспорт СПГ, помимо «Газпрома» и его «дочек», получат также компании, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству СПГ или направление д
Сюжет
Газ

В правительстве РФ рассчитывают, что либерализация экспорта СПГ будет способствовать увеличению доли России на мировом рынке газа и сохранению стабильного уровня цен на газ. Рынок СПГ является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов не так давно отмечал, что с 2005 по 2012 год объем мировой торговли СПГ вырос в 1,8 раза, до 240 млн. тонн (что соответствует 330 млрд. кубометров природного газа. – «НИ»). Доля СПГ в мировом спросе на газ, по его словам, также будет увеличиваться примерно с 10% в настоящий момент до 13 –16% к 2030 году.

Конкуренция на рынке жесткая. Основными импортерами СПГ являются страны АТР (Япония, Южная Корея, Индия, Китай) и Европы (Великобритания, Испания, Франция). По предварительному прогнозу Минэнерго России, импорт СПГ странами Азиатско-Тихоокеанского региона увеличится с нынешних 211 млрд. кубометров до 327 млрд. кубометров в 2030 году, а странами Европы – с 64 млрд. до 139 млрд. кубов. В настоящий момент доля России на рынке составляет всего 4,6%, или 10,9 млн. тонн. Целевая задача на 2030 год – выйти на 12%, или 64 млн. тонн. Но чтобы не проиграть в конкурентной гонке, надо осваивать новые месторождения, закупать оборудование для производства СПГ, что требует миллиардных инвестиций.

Решением проблемы, как видится властям, является привлечение частного капитала и иностранных партнеров. Президент Путин летом провел специальное совещание, на котором дал компаниям возможность высказаться о всех плюсах свободной торговли сжиженным газом. Глава газовой монополии Алексей Миллер на совещании не присутствовал, что легко объяснимо, поскольку для «Газпрома», сидящего на кладовых природного газа, производство СПГ сулит только дополнительные издержки. С другой стороны, у представителей компаний аргументов для того, чтобы убедить Путина ослабить экспортную монополию «Газпрома», было немало. Это и необходимость осваивать арктический шельф, и потребность страны в новых технологиях, которые обеспечат иностранные партнеры. Кроме того, строительство мощностей для производства СПГ «потянет» за собой промышленность и флот. Однако главный их аргумент сводился к тому, что если не наладить массовое производство СПГ до 2020 года, место России на рынке сжиженного газа займут Катар или Австралия. В итоге глава государства уступил.

Говорить о «революции» или существенной либерализации в деле разрушения экспортной монополии «Газпрома», равно как и о других проектах СПГ в России, пока не приходится. Зато отрицательные последствия, по мнению ряда экспертов, вполне возможны. Появление дополнительных объемов газа на европейском рынке может привести к затовариванию рынка, снижению ценников на газ и в итоге снижению выручки нашего основного экспортера – «Газпрома».

"