Posted 2 декабря 2013,, 20:00

Published 2 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

«Черная пятница» по-русски

2 декабря 2013, 20:00
29 ноября в США прошла так называемая «Черная пятница» – первый день предпраздничных распродаж, когда магазины предлагают покупателям колоссальные скидки с расчетом на значительный рост выручки. Российские маркетологи решили перенять эту традицию, и 6 декабря в России пройдет своя «Черная пятница». Пока, правда, только

«Черная пятница» официально считается стартовым днем американских предновогодних распродаж, когда ровно на 24 часа магазины предлагают покупателям колоссальные скидки, вплоть до 90%. В этот день магазины, как правило, собирают порядка 6-10% от всей прибыли за предпраздничный месяц. В этот раз выручка американских торговых точек составила 12,3 млрд. долларов, что на 2,3% выше, чем в прошлом году, а покупательский поток к магазинам вырос на 2,8% – до 1,07 млрд. посещений.

Однако в связи со смещением потребительского интереса в сторону виртуальных магазинов все большую популярность набирает так называемый «Киберпонедельник», который как раз вчера прошел в США. В этот день большие скидки на товары предлагают именно интернет-магазины. Пока результаты этого дня не подсчитаны, но аналитики и сами магазины ожидали, что их прибыль составит около 82 млрд. долларов. Всего же эксперты прогнозируют, что до Нового года порядка 140 млн. американцев потратят приблизительно 602 млрд. долларов на шоппинг.

Практику проведения «Черной пятницы» широко перенимают в мире – она уже проводится во многих странах Европы и в Азии. В России она пока в новинку, и опыт проведения подобных акций еще небольшой. Хотя первый «Киберпонедельник», проведенный Ассоциацией компаний интернет-торговли 28 января текущего года, в целом был признан успешным, и это несмотря на некоторые претензии со стороны потребителей. Магазины, участвовавшие в акции, получили в среднем в 3–5 раз больше заказов, чем в предновогодние дни. И покупатели приобрели товары со скидкой до 50%.

Однако если в начале этого года участие в акции принимали только торговые точки, занимающиеся продажей бытовой и компьютерной техники и аксессуаров к ней, то в «Черную пятницу» 6 декабря потребители получат доступ к товарам порядка сотни интернет-магазинов разнообразной направленности – бытовая и компьютерная техника, книги, одежда, обувь, косметика, игрушки, товары для дома, продукты.

«Грядущая акция – грамотный рекламный ход, который планируют применить на волне американской «Черной пятницы». Виртуальный формат разумно обусловлен тем, что акция будет проходить в рабочий день, когда число онлайн-покупателей будет выше, чем в тех же магазинах», – сказала «НИ» вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

«Черная пятница» по-русски стартует 6 декабря в 00.00 по московскому времени и продлится до 23.59 того же дня. Информацию об условиях ее проведения и список магазинов можно найти в Интернете.

Магазины – участники акции обещают покупателям внушительные скидки – от 15 до 90%. Но стоит учесть, что эксперты с высокой вероятностью ожидают некоторого жульничества со стороны продавцов, когда они предварительно взвинтят цены на товары, а потом в рамках «предоставления скидок» снизят цены до реальной стоимости. Как показывают социологические опросы, свыше 70% россиян скептически относятся ко всякого рода скидочным акциям. Тем не менее, порядка 40% из них скидками все равно пользуются.

Несколько спорным остается и вопрос дня проведения акции. Если в США «Черная пятница» приходится стабильно на конец месяца, когда население только получило заработную плату, то у нас же она проводится в самом начале месяца, когда часть полученных доходов уже потрачена, а до выплат премий и зарплат еще далеко. «При низких доходах на этот период времени покупательская корзина в пятницу будет наполнена лишь недорогими товарами. А в этом не заинтересованы магазины, участвующие в акции. Так что тут можно предположить, что акция могла быть спровоцирована банками и микрофинансовыми организациями, которые решились напоследок отыграться в преддверии планируемых ограничений на ставки по кредитам. Ведь оформление потребительского кредита сейчас происходит в режиме онлайн, т.е. не выходя из дома», – отмечает г-жа Касьянова.

Но даже несмотря на снижающийся рост доходов населения и общую нервозность на фоне стагнирующей экономики, эксперты считают, что в предпраздничные и праздничные дни сохранится традиционно высокий уровень потребления. Как показывает практика, средний перерасход средств в личном бюджете россиян в этот период ежегодно составляет 12–15%.

"