Posted 2 декабря 2009,, 21:00

Published 2 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Ловить товар сетью

2 декабря 2009, 21:00
По последним данным специалистов, в третьем квартале индекс потребительской уверенности россиян впервые с начала кризиса хоть и немного, но вырос. Тем не менее готовность наших потребителей увеличивать свои траты в ближайший год остается на низком уровне. Наши граждане по-прежнему готовы больше всего экономить на отды

Представленные вчера результаты последнего исследования PricewaterhouseCoopers показали: 42% россиян собираются в ближайшие 12 месяцев увеличить свои затраты на обустройство жилья, 39% хотят больше тратить на одежду и обувь и 26% – на продукты питания. Цифры вроде бы не маленькие, однако если учесть, что потребление за кризисные месяцы упало у нас ниже некуда, многим, видимо, придется начинать увеличение расходов практически с нулевых уровней. И то, что каждый четвертый обеспокоен тратами на еду, говорит о том, что до сбалансированного потребления нам еще, мягко говоря, далековато.

Несмотря на небольшой рост индекса потребительской уверенности в третьем квартале 2009 года, готовность наших граждан увеличивать свои траты в ближайший год пока остается на низком уровне. По данным PwC, отдых и досуг большинство потребителей рассматривают в качестве основных статей сокращения расходов в течение предстоящего года. Дальнейшее снижение уровня затрат на путешествия планируют 38% респондентов, каждый третий собирается меньше тратить на развлечения вне дома – кино, театр, концерты и рестораны. Четверть участников исследования предполагают в следующем году сэкономить на покупке электронной бытовой техники. Пожалуй, единственные статьи расходов, которые больше половины россиян не собираются секвестировать, – это косметика и парфюмерия (59%), а также книги, периодические издания, аудио- и видеодиски (57%).

При этом все больше внимания наши потребители намерены уделять покупкам через Интернет. Пока такая форма торговли в России приносит лишь от 2 до 3% от всей выручки, но данные исследования показывают, что у нее большое будущее – около 80% опрошенных из 11 городов-миллионников подтвердили: хотя бы раз в жизни они уже совершали покупку, сидя у компьютера. При этом доля граждан с доходом выше 25 тыс. руб., которые регулярно приобретают товары он-лайн, составляет 90%. Почти все, кто имеет доступ к Паутине, постоянно используют ее для поиска информации и обмена электронными сообщениями, а 73% подтвердили, что из всех интернет-сервисов они чаще всего обращаются к социальным сетям (3-е место после систем мгновенного обмена сообщениями). При этом каждый четвертый готов к тому, чтобы социальные медиа стали для них основным источником информации о специальных предложениях, скидках и новинках от торговых сетей и производителей.

Обдумывая перспективу приобретения того или иного товара или услуги через Интернет, потребители скорее доверяют рекомендациям знакомых или других пользователей и меньше всего обращают внимания на рекламу в виртуальном пространстве (всего 18% респондентов). Люди среднего возраста больше доверяют результатам поиска, а не личным рекомендациям, а потребители с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тыс. руб. принимают решение, предварительно опросив друзей и знакомых, а затем изучив онлайн-отзывы. Правда, приобщаясь к прогрессу, большинство (59%) предпочитают все же платить за интернет-покупки, отдавая наличные курьеру. Около 60% по-прежнему предпочитают увидеть товар воочию, прежде чем они совершат покупку, почти столько же потребителей опасаются, что товар доставят в плохом состоянии или у них могут возникнуть сложности с его возвратом.

Среди преимуществ онлайн-шопинга над традиционным походом в магазин большинство респондентов (74%) отметили экономию времени, доставку товаров на дом (65%), возможность избежать очередей и суеты торговых точек (61%), а также круглосуточное обслуживание (58%). Последний ответ удивил даже самих исследователей, в России ведь все больше традиционных магазинов переходят на 24-часовой режим работы – особенно это касается крупных сетей. Потребители с периферии, не избалованные широким ассортиментом товаров, особенно высоко ценят онлайн-магазины за возможность купить там товары, не представленные в их регионе.

"