Posted 2 ноября 2015,, 21:00

Published 2 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:32

Updated 8 марта, 03:32

Пушки вместо масла

Пушки вместо масла

2 ноября 2015, 21:00
Невзирая на экономический кризис, международные санкции и заметное падение доходов населения, Россия не откажется от разорительной гонки вооружений. Такой вывод следует из проекта бюджета 2016 года, официальное рассмотрение которого в Государственной Думе началось 1?ноября. Оборонные расходы федерального бюджета в след

Расходы на социальную политику, согласно проекту бюджета, увеличатся на 6,4% в 2016 году и составят 4,45 трлн. рублей, или 5,7% ВВП. Расходы на пенсионное обеспечение предполагаются на уровне 3,07 трлн. рублей, что на 7,7% превышает показатель 2015 года. Казалось бы, опережающие по сравнению с темпами военных трат расходы на «социалку» должны свидетельствовать о том, что дать россиянам «масло» для правительства важнее, чем наклепать пушек. Однако в действительности, как предупреждают эксперты, уже в будущем году целые категории бюджетников – пенсионеры, врачи, учителя – станут значительно беднее, чем сейчас. Ведь высокую инфляцию никто не отменял. В то же время весьма существенные, даже несмотря на кризис, оборонные траты по-прежнему будут лежать на плечах населения тяжелой ношей.

В целом расходы по статье «Национальная оборона» составят 3,145 трлн. рублей. Стоит напомнить, что еще в конце лета – начале осени в планах Минфина фигурировали суммы на 5–10% меньше, но затем началась военная операция в Сирии, и данные расходы снова были увеличены. В то же время внутри оборонных статей бюджета произойдет перераспределение средств. В частности, в будущем году не будет производиться индексация денежного довольствия военным. В то же время на ядерно-оружейный комплекс планируется потратить 48,3 млрд. рублей – что почти на 4 млрд. больше, чем в прошлом году. Более 5,4 млрд. рублей уйдет на мобилизацию и вневойсковую подготовку. Увеличены на 4% расходы и по статье «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» – до 311,2?млрд. рублей.

Каких-то трудностей на пути утверждения всех этих расходов не предвидится. Комитет Госдумы по обороне уже согласился с данными цифрами и рекомендовал российскому парламенту принять бюджет в первом чтении. Подобные траты власти обосновывают растущими глобальными угрозами. 30 октября президент Владимир Путин поставил перед Советом безопасности РФ задачу подготовиться к потенциальным ядерным, химическим и бактериологическим угрозам.

Однако, к счастью, третья мировая пока не началась. Между тем обычному населению страны, оказавшемуся в тисках кризиса, в повседневной жизни приходится сталкиваться с другими угрозами – социально-­экономического характера. И решения этих проблем в проекте бюджета будущего года люди не находят.

«Этот бюджет можно интерпретировать как угодно, но социально ориентированным его никак не назовешь. Таковым он может считаться только в чьем-то воспаленном воображении, – сказала «НИ» директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. – В нем значительно сокращены расходы на образование и здравоохранение, сильно пострадала пенсионная сфера. Индексация пенсий на 4% никак не соотносится с ожидаемым прогнозом инфляции, тем самым бюджет идет на прямое сокращение реального размера пенсий».

Действительно, сокращение (по сравнению с уровнем инфляции) или даже полный отказ от индексации пенсий и выплат для различных категорий бюджетников станет для властей серьезным источником экономии в 2016 году. Не предусматривается индексация стипендий студентам, аспирантам, докторантам, интернам и ординаторам, а также окладов госслужащих, судей и денежного довольствия военных.

Правительство отказывается от индексации пенсий работающим пенсионерам, прочие страховые пенсии решено пока повысить лишь на 4%, при том что инфляция по итогам нынешнего года составит, по всем прогнозам, не менее 12–13%. Законопроект, правда, предусматривает возможность повторного увеличения пенсий по итогам первого полугодия 2016 года, говорится в проекте бюджета. Но решение об этом будет приниматься дополнительно в зависимости от доходов казны, которые пока только снижаются по причине обрушения нефтяных котировок, санкций и экономического кризиса. В Минфине, по крайней мере, уже дали понять, что рассчитывать на повторную индексацию в будущем году пенсионерам едва ли стоит, поскольку это создает риски разбалансировки бюджета.

Кроме того, накануне кабмин одобрил проект о повышении пенсионного возраста госслужащих, а ранее ради наполнения казны в третий раз были заморожены пенсионные накопления. Расходы федерального бюджета на 2016 год в части финансирования зарплат врачам и учителям сократятся на 33,3 млрд. рублей по сравнению с тем, что планировалось на 2016 год в утвержденном в 2014 году законе на текущую трехлетку. Более 24 млрд. сэкономили на оплате труда педагогических работников, более 9 млрд. – на зарплатах медицинских работников.

Удивляться подобной «экономии» не приходится: в пояснительной записке к бюджету говорится, что формирование объема его расходов на 2016 год осуществлялось «исходя из уменьшения бюджетных ассигнований». Сведение концов с концами в бюджете предполагается за счет проедания «подушки безопасности» правительства – Резервного фонда, который, по прогнозам главы Минфина Антона Силуанова, может оказаться исчерпанным уже к концу 2016 года.

Казалось бы, в этих условиях, подвергнуть секвестру фантастически разросшийся оборонный бюджет – решение не менее логичное, чем посягать на и без того «бедные» здравоохранение и образование. Однако повторить судьбу предыдущего главы Минфина Алексея Кудрина, усомнившегося в 2012 году в оправданности триллионных трат на «оборонку» и впоследствии отправленного в отставку, никто не хочет. Так что затянуть пояса придется штатским.

Впрочем, многие законодатели считают, что в сегодняшних геополитических условиях сокращать траты на «оборонку» неуместно. Алексей Александров, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член «Единой России» на днях заявил, что нельзя экономить на военных – «они рискуют своей жизнью, защищая Родину в таких сложных условиях. Такой подход политически и идеологически неверен. Недоплачивать военным в такой ситуации – большая ошибка, я бы даже сказал подлость».

«Власти объясняют необходимость колоссальных военных трат тем, что «оборонка», кроме обеспечения национальной безопасности, может якобы подтолкнуть нашу забуксовавшую экономику к росту, – сказал «НИ» замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. – Однако в действительности, хотя оборонные сектора экономики и показали рост в 2015 году, в целом промпроизводство заметно упало. То есть пока что говорить об «оборонке» как локомотиве экономики не приходится». В то же время эксперт констатирует, что снижаются соцрасходы – на здравоохранение, образование – то есть на то, что создает «человеческий капитал» и призвано формировать инвестиции в будущее. «Бюджет, благодаря активным тратам из Резервного фонда и затягиванию поясов по социальным статьям, в 2016 году еще будет сбалансированным. Но этого запаса хватит ненадолго», – считает г-н Миронов.

С ним солидарен бывший министр экономики России, доктор экономических наук Андрей Нечаев. «На мой взгляд, наращивать расходы на оборону, сокращая затраты на образование, медицину, науку, – это не оптимальное решение. Именно вложения в «человеческий капитал» могли бы дать в дальнейшем импульс к росту экономики. Но такого бюджетного маневра действующая экономическая модель с акцентом на сырьевую направленность и доминирование госкомпаний не предусматривает», – отметил собеседник «НИ».

Израиль: расходы на оборону пока не растут

Согласно недавно опубликованному отчету министерства финансов Израиля, за первые пять месяцев 2015 года расходы оборонного ведомства страны составили 26,5 млрд. шекелей (около 7 млрд. долларов). Эта сумма на 9,1% больше, чем минобороны получило за тот же период прошлого года. Но говорить о том, что расходы на оборону выросли, не приходится. Дело в том, что бюджет на нынешний год пока не утвержден кнессетом. Власти опасаются, что при делении «бюджетного пирога» министры и депутаты рассорятся и правительство падет. В подобных случаях закон разрешает всем министерствам, включая военное, ежемесячно расходовать сумму, эквивалентную одной двенадцатой части своего прошлогоднего базового бюджета. В 2014 году для военного ведомства он составил 60 млрд. шекелей (примерно 9% годового ВВП). За этот же год, по прогнозам, оборонные расходы составят 63 млрд. шекелей, а не 67 млрд., как требуют военные. Хотя военные расходы – самая значительная статья бюджетных расходов Израиля, армия «не священная корова», чьи траты не могут быть уменьшены. Когда военные действия не ведутся, ни исполнительная, ни законодательная власть не считает резкое увеличение финансирования министерства обороны рациональным.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим


Германия: военных становится меньше

В области оборонной политики Германии параллельно идут два процесса: с одной стороны, расходы на вооруженные силы увеличиваются, с другой – уменьшается число военнослужащих. Согласно официальным данным, бюджет бундесвера в 2015 году составил почти 33 млрд. евро – на 1 млрд. больше, чем было год назад. По прогнозам, в дальнейшем оборонный бюджет тоже будет плавно увеличиваться – до 35 млрд. – в 2017 году. Увеличение расходов связано с обязательствами перед НАТО, члены которого в прошлом году решили довести расходы на оборону своих стран до уровня не менее 2% ВВП. В то же время, в бундесвере сокращается число военнослужащих. По данным на октябрь этого года службу здесь проходили 177 тыс. солдат и офицеров против 185 тыс. год назад. Еще около 40 тыс. человек сейчас являются резервистами и подлежат призыву только в крайнем случае. Это связано с оборонной концепцией страны: армия должна стать меньше, но более профессиональной и технически оснащенной.
Андрей ХАНОВ, Берлин


Украина: экономии на армии пока не будет

В государственном бюджете Украины на 2015 год для министерства обороны предусмотрено 45,8 млрд. гривен (чуть более 2 млрд. долларов), или 2,7% ВВП. По данным военного ведомства, это в 1,7 раза больше, чем в 2014 году. «Россия определена главной военной угрозой не только в Стратегии национальной безопасности и в Военной доктрине Украины, аналогичной позиции придерживаются и наши стратегические партнеры», – заявил недавно секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов. Он подчеркнул, что, учитывая активное наращивание военного потенциала РФ, в бюджете Украины на следующий год «вопреки всем трудностям, не должны уменьшаться расходы на сектор безопасности и обороны». Еще в конце мая президент Украины Петр Порошенко подписал принятую ранее новую стратегию национальной безопасности, реализация которой предусматривает ежегодные оборонные расходы на уровне не менее 5% ВВП.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"