Posted 2 ноября 2009,, 21:00

Published 2 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

С новым счетом

С новым счетом

2 ноября 2009, 21:00
Каждый год в России повышаются тарифы на услуги ЖКХ и поднимается стоимость проезда в транспорте. Люди к этому привыкли и называют необходимость дополнительно раскошелиться традиционным новогодним подарком властей гражданам. Известно, что будущий год не станет исключением. Однако уже после того как было объявлено, что

Возникает вопрос: а может быть, и прочие тарифы могли бы какое-то время «постоять»? По крайней мере, пока из-за кризиса не растут доходы очень значительной части населения. Независимые эксперты подтверждают: тарифообразование в стране остается крайне непрозрачным, поэтому многие цифры, которые потом превращаются в рубли, утекающие из наших карманов, ничем не подтверждены.

Проезд в общественном транспорте Москвы подорожает с 1 января 2010 года. Факт этот до недавнего времени казался непреложным. По словам руководителя Департамента экономической политики и развития столицы Марины Оглоблиной, на размер тарифа на транспорт будет влиять инфляция, стоимость электроэнергии, которая вырастет, и стоимость коммунальных услуг, которые также подорожают с будущего года. Набор причин, заметим, стандартный – его озвучивают традиционно ближе к концу каждого года.

Если нельзя, но очень хочется

Впрочем, кризис вносит новизну и в это. Еще в середине лета руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев сообщил, что из-за снижения пассажиропотока в 2009 году столичная подземка недоберет около 3 млрд. руб. Люди, мол, экономят, меньше ездят. Однако независимые эксперты убеждены: этому в немалой степени способствовало и то, что метрополитен, когда кризис был в своей самой острой фазе, взял, да и поднял тарифы на проезд. Отсюда и часть недобора денег.

Напомним, одна поездка на наземном транспорте в Москве сейчас стоит 20 руб., в метро – 22 (проезд подорожал с 2009 года на 3 руб.). Немало, но нас уверяют, что нужно больше – инфляция, энергия, коммуналка… Однако руководитель столичного Департамента транспорта Василий Кичеджи считает, что стоимость проезда в метро, городском наземном транспорте и электропоездах можно не увеличивать в течение двух лет. «У меня была идея сделать единую цену на проезд – 22 руб. в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро. Но такие решения принимает мэр», – поведал на днях чиновник. Это, согласитесь, меняет дело. Если цену можно практически не поднимать, то, наверно, и не надо.

В Санкт-Петербурге кипят свои страсти. Губернатор Валентина Матвиенко пообещала, что рост тарифов на проезд в общественном транспорте будет минимальным. Тем не менее это позволит транспортникам сохранить уровень дохода и не стать жертвами кризиса. А всем остальным? «Мы возмущены таким положением дел, – рассказала «НИ» заместитель председателя Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина Келехсаева. – Есть договоренность, что тарифы будут повышаться параллельно заработной плате». По ее словам, власти объясняют повышение цен тем, что им надо обновлять парк, плюс покрывать большие затраты на энергоресурсы. «На наш вопрос, заложена ли индексация заработной платы работникам в доле дохода с этого тарифа, нам сказали, что нет, – говорит профсоюзный лидер. – То есть индексировать зарплату не будут. Даже сами работники автотранспортных предприятий не получат от этого повышения ничего! Пострадают просто рядовые граждане. Это общая политика, вот в чем проблема».

С этим соглашаются и независимые эксперты. «Думаю, что повышать тариф на муниципальный транспорт в следующем году – это ошибка, – заявил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Ведь за исключением пенсионеров никаким социальным группам в 2009 году не удалось существенно увеличить доходы. Очевидно, что это удар по карману работающих бюджетников, да и практически по всем, кто использует эти услуги».

Коммуналка свое возьмет

Не транспортом единым жив человек. Минэкономразвития и Федеральная служба по тарифам тоже согласовали повышение тарифов на электроэнергию в 2010 году. Цены на потребление электричества вырастут в среднем на 8%: для промышленных потребителей – на 7,6%, для населения – на 10%. Естественно, подорожают и услуги ЖКХ. С января 2009 года они по стране уже «прибавили» без малого 20%. При этом, например, в Санкт-Петербурге, как пишут местные СМИ, горожане перестают оплачивать коммунальные платежи в срок, некоторые вообще не гасят квитанции месяцами. И не только они.

Как ранее сообщал министр регионального развития Виктор Басаргин, по состоянию на конец сентября задолженность населения по услугам ЖКХ превышала 60 млрд. руб.! Недавно Минэкономразвития опубликовало темпы роста тарифов естественных монополий на ближайшие три года. Тарифы для населения в 2010 году вырастут на 10% плюс на столько же в 2011 и 2012 годах. То есть, с одной стороны, поступления от коммуналки и без того сокращаются, с другой – тарифы все равно будут расти. Получается замкнутый круг: люди перестают платить, потому что дорого, а дорого, потому что люди не платят – отрасль ведь должна за счет чего-то жить и даже по возможности развиваться. Но денег ей не хватает, поэтому реформа ЖКХ тормозится. Приходится поднимать тарифы, которые все большая часть населения не в состоянии оплачивать, потому что дорого. А дорого, потому что… Продолжать можно до бесконечности.

Есть у этой занятной истории еще один сюжет. Тарифы – один из основных двигателей инфляции. А власти постоянно говорят о том, что они делают все для снижения этой самой инфляции. У нас это становится одной из главных задач, хотя и решается она во многом за счет сокращения потребления. Но это в данном случае не так важно. Главное – победить рост цен, одновременно эти цены поднимая. Ведь тарифы, как известно, тянут за собой подорожание всего остального: предприятия тоже платят за газ, воду, электричество, тепло. Эксперт Центра развития Оксана Осипова отмечает: действительно, административное повышение цен оказывает на инфляцию хоть и не определяющее влияние, но тем не менее весьма заметное. «Что касается администрируемых факторов, их общий вклад в инфляцию составляет порядка 30–35%», – рассказала она «НИ».

За семью печатями

Иными словами, если бы не те же тарифы, общий рост цен был бы как минимум на треть меньше. Так, может быть, сильнее нужно тарифы сдерживать, чтобы легче выйти на желанные 6–7% инфляции через пару лет? Увы, эксперты отмечают: чтобы сдержать тариф, нужно знать, из чего он образован, а этого-то как раз у нас и нет. Как отметил Дмитрий Янин, услуги, оказываемые монополистами, дорожали в последние годы быстрее, чем росла инфляция. «При этом трудно сказать, насколько их тарифы оправданы, потому что бюджет компаний-монополистов не прозрачен, – подчеркнул специалист. – В таких условиях потребители никогда не смогут понять, как высчитывается обоснованность тарифов». По его словам, у нас нет прозрачных методик. «Важно все: как компании высчитывают свои издержки, что входит в затраты, какая норма прибыли заложена, какая там средняя зарплата для руководства и простых работников, потому что иногда эта разница просто чудовищна. Важно даже, на каких марках автомобилей ездит руководство этих организаций», – констатирует г-н Янин. А когда все это тайна, цифра на выходе может быть любой. «Недавно я смотрел статистику, как за год изменились цены в США, – рассказал он. – Практически по всем расходам потребителей идет снижение цен, только сигареты подорожали на 27%. Это из-за того, что надо было снизить спрос на табак и увеличить расходы на здравоохранение. У нас же, наоборот, табак и алкоголь не дорожают, а дорожают базовые услуги и транспорт».

И напоследок об издержках, которые оплачивает потребитель. Недавно Генпрокуратура обнародовала результаты проверки ФГУП «Почта России» и обнаружила, что в 2007 и 2009 годах ведомство выделило примерно 15 млн. руб. на проведение конкурса красоты «Мисс Почта». 1,8 млн. в 2008 году были выделены на корпоративный вечер, 2 млн. – на семинар для сотрудников. Также проверяющие решили, что ведомство тратит слишком много денег на покупку автомобилей и техники. Кроме того, выяснилось, что в первом квартале 2009 года (кризис гулял по стране!) общий размер премий руководству почты составил 4 млн. рублей. Напомним, что зарплата почтальона или оператора связи составляет в среднем 7 тыс. руб. Проверяющие пришли к выводу, что руководство ФГУП не стремится улучшить положение рядовых сотрудников…

"