Posted 2 ноября 2005,, 21:00

Published 2 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Плакали денежки

Плакали денежки

2 ноября 2005, 21:00
Россияне реже покупают одежду, меньше денег тратят на развлечения, отказываются от приобретения многих дорогостоящих вещей. И все из-за инфляции. Лишь каждый двадцатый относится к повышению цен совершенно спокойно и практически его не замечает. Таковы результаты исследования, которое недавно провел холдинг ROMIR Monito

Социологи заинтересовались, как на планировании семейных бюджетов наших соотечественников сказывается прогнозируемая по итогам этого года 11-процентная инфляция. Чтобы выяснить это, они опросили 1,6 тыс. человек в более чем 100 городах и населенных пунктах России. То, что от роста цен страдают в первую очередь пенсионеры, не новость. Но факт, что из-за инфляции 36% пожилых респондентов недоедают, безусловно, заслуживает внимания. Впрочем, самые большие перераспределения семейных бюджетов (44%) коснулись людей в возрасте от 45 до 59 лет и россиян со средним уровнем дохода (45%). Как выяснилось, из-за роста цен 17% респондентов приходится отказывать себе в покупке некоторых видов продуктов.

Каждый четвертый участник опроса отметил, что из-за роста цен приходится реже покупать одежду и меньше тратить денег на развлечения. Как ни странно, чаще всего (35%) так на вопросы социологов отвечала молодежь от 18 до 24 лет. Еще 14% респондентов заявили, что инфляция заставляет их отказываться от дорогостоящих покупок – бытовой техники, мебели. Этот вариант ответа более характерен для россиян с высшим образованием (23%) и высоким уровнем дохода (19%). И только двадцатая часть населения страны (5%) может не обращать внимания на сегодняшний рост цен и не ограничивать себя ни в чем. Больше всего таких людей проживает в городах-миллионниках (9%).

«Как правило, если инфляция не носит галопирующего характера, люди просто не замечают ее – их покупательная способность сокращается достаточно медленно для того, чтобы они целенаправленно снижали потребление, – прокомментировала результаты исследования директор департамента маркетинга инвестиционного холдинга «Финам» Яна Ромашкина. – Это происходит достаточно спонтанно, просто человек начинает замечать, что у него перестает хватать денег на какие-то товары или услуги».

На Западе, по словам эксперта, эти тенденции носят еще менее выраженный характер. «Это связано с тем, что за рубежом более развито потребительское и ипотечное кредитование, а это позволяет в меньшей степени экономить на дорогостоящих вещах, – продолжает Яна Ромашкина. – Для западного потребителя более свойственно, например, на какое-то время заморозить программу страхования жизни. Понятно, что большинство россиян не используют такую страховку, и для них это не актуально. Опять же нужно учитывать, что темпы инфляции в большинстве западных стран очень невелики по сравнению с Россией».

Разумеется, есть у нас и граждане, живущие «по науке». Они интересуются макроэкономическими процессами, изучают информацию о темпах инфляции и планируют потребление. «По нашему опыту такие люди чаще всего отказываются от инвестирования, например, банковских вкладов, которые все равно дают отрицательную доходность, – объясняет эксперт. – При этом они целенаправленно активизируют потребление, стремясь вложить средства до того, как они уменьшат свою стоимость».

Аналитики также отмечают, что хотя инфляция зло, в ней тоже можно найти позитивные моменты. «Это прежде всего индексация заработной платы, которую сейчас стараются проводить работодатели, – говорит Яна Ромашкина. – По сути, номинальный доход человека возрастает – это положительный, в том числе и в психологическом плане, фактор. Кроме того, инфляция не обязательно должна быть рублевой. В случае, например, если доллар обесценивается быстрее рубля, человек получает возможность приобретать больше импортных товаров, то есть для нашего потребителя инфляция в других странах оказывается выгодной».

"