Posted 2 октября 2006,, 20:00

Published 2 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Трудности перевода

Трудности перевода

2 октября 2006, 20:00
Напряжение в российско-грузинских отношениях достигло предела. Вчера было объявлено о перекрытии всех путей транспортного сообщения с Грузией: самолеты туда уже не летают, поезда не ходят. Свою лепту в блокаду внес министр связи Леонид Рейман, заявивший о прекращении также и почтовых отправлений. Тем временем спикер Го

По словам г-на Грызлова, «мало того что провокации происходят на территории Грузии, провокацией является и то, что ежегодно около 300 тыс. нелегальных мигрантов из Грузии трудятся без официального разрешения, зарабатывают, не выплачивают никаких налогов». Что конкретно провоцируют в нашей стране эти нелегалы, глава «Единой России» не пояснил. Впрочем, спикер в такие дебри не углублялся, признав в итоге, что речь идет не о борьбе с мигрантами. Главное, как можно было понять спикера – оставить Грузию без денег. «По официальным данным, в прошлом году из России гражданами Грузии было вывезено 350 млн. долларов, однако, по неофициальным сведениям, эта сумма почти втрое больше и составляет около 1 млрд.», – сообщил народный избранник. Если учесть, что весь бюджет этой страны составляет 1,1 млрд. «зеленых», новый запрет обещает стать для нее действительно серьезным ударом.

Если верить Борису Грызлову, вопрос о запрете денежных переводов будет поставлен на пленарном заседании уже завтра. Поэтому уже «дано поручение» двум комитетам – по бюджету и налогам, а также по финансовым рынкам и кредитным организациям – «подготовить соответствующие поправки в действующее законодательство». В руководстве обоих комитетов стоят «единороссы», однако перспектива введения запрета на денежные переводы ужасает даже их.

«Я всеми силами пытаюсь уговорить своих коллег отказаться от этого запрета, – сообщил «Новым Известиям» зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам и кредитным организациям Павел Медведев (фракция «Единая Россия»). – Во-первых, он попросту бессмыслен, поскольку деньги всегда можно переводить через другие страны. Во-вторых, двигаясь в таком направлении, мы можем вернуться к ситуации, когда переводом денег будут заниматься криминальные структуры, и тогда вместе с потоками «серых» денежных переводов вновь пойдут и «черные», криминальные деньги. С политической точки зрения эта мера не менее сомнительная. Сейчас большинство грузин относятся к россиянам хорошо, что бы там ни происходило на политическом уровне, а подобного рода запреты только усилят позиции антироссийских сил. И, в конце концов, почему грузины, легально работающие в нашей стране, не имеют право отсылать свои законно заработанные деньги на родину?»

Комитету Госдумы по экономической политике исследовать этот вопрос не поручали, но его зампред Юрий Медведев в курсе проблемы. Отношение к новой идее спикера у него такое же, как у однофамильца и однопартийца. «Технически можно найти способы запрета денежных переводов, если Центробанк под предлогом борьбы с терроризмом даст указания остальным российским банкам прекратить переводы в Грузию. Конечно, всегда можно воспользоваться услугами иностранных банков, но система банкоматов в Грузии пока развита довольно плохо, – рассказал он «НИ». – Другой вопрос: чего мы этим добьемся, ведь состоятельные грузины на московских стройках не работают. Пострадают как раз ни в чем не виновные бедные грузинские семьи. Да и потом, если я уехал работать в Москву за 300–400 долларов, а в Грузии у меня больная мать с пенсией в 20 долларов, разве меня остановят какие-то запреты? Я все равно ей буду посылать, только через нелегальные каналы. Ведь что бы мы там ни говорили, российско-грузинская граница все-таки довольно прозрачна».

Наибольшую часть денежных переводов в Грузию производит американская Western Union, но иностранное происхождение не спасет ее от санкций, если таковые будут приняты. Там «НИ» сообщили: «Компания работает в России и поэтому вынуждена подчиняться местному законодательству. Пока никаких ограничений на денежные переводы нет, но если соответствующее решение будет принято на законодательном уровне, мы вынуждены будем ему подчиниться». Впрочем, обходные пути все равно есть: положив деньги на счет иностранного банка, вы (или тот, кому вы дадите доступ) сможете беспрепятственно снять их в любом конце земли. Правда, сельским жителям придется, конечно, ехать до ближайшего города, где можно найти банкомат.

Единственный, кто из опрошенных «НИ» парламентариев выражает оптимизм по поводу готовящегося запрета, – это председатель комитета по финансовым рынкам Владислав Резник. «Я получил поручение разобраться с возможностью ввода ограничений на безналичный расчет с некоторыми странами и даже уже подготовил свои поправки. Альтернатива в виде перевода средств через американские банки означает увеличение издержек, поэтому запрет будет эффективным. Конечно, всегда можно попытаться обойти закон, но можно за это и получить по рукам. А про то, что переводом средств могут заняться криминальные структуры, я ничего не могу сказать – я о таких структурах ничего не слышал», – искренне поведал нам депутат.

ТОЧНЫХ ЦИФР НЕ ЗНАЕТ НИКТО

По данным министра финансов Алексея Кудрина, трудовые мигранты ежегодно вывозят из России около 6 млрд. долларов. Впрочем, оценки представители власти высказывают разные. Еще в 2003 году замминистра внутренних дел Александр Чекалин называл сумму в 13–15 млрд. долларов в год. У соседей на этот счет свои сведения. Так, по данным Министерства экономики и финансов Киргизии, примерно 300 тыс. жителей республики, работающих в РФ, отправляют на родину 500–700 млн. долларов в год. По словам министра труда и занятости населения Таджикистана Зокира Вазирова, 500 тыс. его сограждан в 2005 году только по официальным каналам перевели родственникам 800 млн. долларов, а еще более чем на 300 млн. переправили в республику автомобилей, бытовой техники и прочих потребительских товаров. По оценкам специалистов, до 1 млрд. долларов в год вывозится в Грузию, столько же – в Молдавию, 1,5–2 млрд. долларов – на Украину.

"