Posted 2 октября 2005,, 20:00

Published 2 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Положение вне икры

Положение вне икры

2 октября 2005, 20:00
Америка – основной мировой импортер белужьей икры – отказалась закупать этот деликатес у каспийских продавцов, в число которых входит Россия. Причина в том, что страны-экспортеры не предоставили вовремя информацию о популяции рыб в своих водах. Получается, что американцы заботятся о сохранении российских ценных рыбных

В конце прошлой недели власти США ввели запрет на импорт белужьей икры из Каспийского региона, а именно из России, Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана. Вместе эти страны поставляют на международный рынок 90% самого дорогого в мире деликатеса. Американская Служба по защите живой природы заявила, что прикаспийские страны не предоставили к назначенному сроку – 6 сентября – информацию о принимаемых мерах по защите поголовья рыбы.

Напомним, что в марте этого года американцы, крупнейшие импортеры белужьей икры, уже заявили, что будут закупать ее у стран-производителей только в том случае, если вылов рыбы в том или ином регионе не будет ставить ее на грань исчезновения. Восьми государствам, в число которых входит Россия, отвели шесть месяцев на то, чтобы представить планы сохранения запасов белуги и управления ими. Как теперь выясняется, к требованиям Службы рыбного и охотничьего хозяйства США страны-экспортеры отнеслись более чем прохладно: срок истек почти месяц назад, а никаких документов американцы не получили. В этой ситуации, как полагают специалисты, экологическая организация Caviar Emptor вновь может выдвинуть требование о полном запрете ввоза в США черной икры, которое весной американская Служба охраны рыболовства и диких животных не поддержала.

Проблема защиты осетра встает перед международным рынком регулярно. С 1998 года Конвенция ООН по охране дикой природы (CITES) ввела международную систему квот на вылов осетровых и экспорт черной икры, потому что на Каспии был отмечен небывалый всплеск браконьерства. В 2001 году в рамках этой конвенции был введен мораторий на вылов рыбы в Каспийском регионе. Через год, когда поступили достоверные сведения о том, что рыбная популяция восстановлена, запрет был снят. Однако уже в начале 2005 года каспийские осетры снова оказались на грани исчезновения.

Как утверждают специалисты, меры, принимаемые для охраны популяции рыб, малоэффективны, поскольку они распространяются только на легальный вылов, тогда как браконьеры, не обращая внимания ни на какие моратории, продолжают «рыбачить» без всяких ограничений. В 2002 году в ходе Бакинского правового каспийского семинара представитель России Камиль Бекиашев заявил, что наша страна блестяще справилась со своими обязательствами по мораторию на лов осетровых. Но тут же чиновник признал, что на рынках США и Франции российской каспийской икры по-прежнему достаточно, объяснив это нелегальным провозом.

Представители Госкомрыболовства постоянно предупреждают о том, что до 90% черной икры, продающейся на российских рынках и в магазинах, добыто нелегально. Из-за действий браконьеров за последние два десятка лет поголовье осетровых в Каспийском море сократилось на 90%. По данным, озвученным на Конгрессе производителей икры, который состоялся в прошлом году, сейчас в России, даже по официальным данным, добывают 250–300 т икры. При этом на каждую регистрируемую тысячу тонн приходится 12–14 тыс. нерегистрируемой, то есть браконьерской. Схожие данные дает и администрация Астраханской области: по ее подсчетам, улов у рыбаков-нелегалов в 10 раз больше, чем у их лицензированных коллег.

Летом этого года губернатор Астраханской области Александр Жилкин ввел полный запрет на вылов осетровых рыб. «Сегодня мы официально говорим о практически полном исчезновении запасов многих ценных видов рыб, к примеру, осетровых, – признал он. – Я поддержал науку: принято коллегиальное решение о том, что в этом году промышленного лова осетровых не будет, можно ловить только для научных целей и для воспроизводства». Насколько эффективным оказался и этот запрет, можно судить хотя бы по тому, что до минувшей пятницы в США осетровая икра из России поставлялась бесперебойно.

Последним громким заявлением по этому поводу стало сделанное на прошлой неделе предложение главы Минсельхоза Алексея Гордеева ввести монополию на вылов и продажу осетров и черной икры. В ведомстве уже готовится соответствующий документ. Первым шагом должен стать запрет продавать икру на рынках, где сбывается практически весь нелегальный улов, а установить контроль за объемами продаж невозможно. Для торговли икрой предлагается создать сеть специализированных магазинов.

Астраханский губернатор, в свою очередь, предлагает еще один радикальный метод – ввести практику уничтожения конфиската на месте его изъятия. Дело в том, что сейчас вся изъятая у браконьеров икра потом поставляется на рынок. То есть контролирующие и изымающие структуры, а их сейчас ни много ни мало, целых 14 – заинтересованы в том, чтобы нелегальный вылов все же существовал. Г-н Жилкин предлагает сократить число контролирующих органов до трех: погранслужбы, Россельхознадзора и милиции. Впрочем, откуда у губернатора уверенность в том, что эти ведомства менее коррумпированы, чем все остальные, не ясно.

А пока в России так и не могут найти путей для борьбы с коррупцией, этим решила заняться Америка. Кстати, как полагают некоторые специалисты, не исключено, что лишение браконьеров возможности сбывать нелегальный товар за границей может стать эффективным методом борьбы с ними. Как бы то ни было, сами справиться с ними мы не можем.



ЧЕРНАЯ ИКРА ДОРОЖЕ КРАСНОЙ

Черная икра считается элитной, поэтому она традиционно дороже, чем красная. Объясняется это тем, что семейство лососевых рыб, мечущих красную икру, гораздо более многочисленно, чем семейство осетровых. Черная икра, как правило, добывается из стерляди, белуги, севрюги и осетра. Стерляжья икра не только изысканнейший деликатес, но в наше время еще и раритет. Поэтому самой вкусной и дорогой принято считать икру белужью: икринки крупные, темно-серого или серебристого цвета с белой жидкостью внутри. Осетровая – подешевле, и икринки помельче, имеют морской привкус, цвет зерен – от золотисто-коричневого до зеленовато-серого, жидкость внутри – желтоватая. Самые мелкие икринки – у севрюжьей икры. Она самая дешевая, но тем не менее наиболее питательная из всех видов.


КТО ЛОВИТ
До начала 90-х годов на долю произведенной в СССР черной икры приходилось 70% мирового рынка. Сегодняшняя российская доля, по данным Госкомрыболовства, – 10%. Гораздо больше –77% – мирового экспорта приходится на Иран, 3% – на Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, 10% – на черноморские страны: Болгарию, Румынию, Сербию и Черногорию. В этом году CITES разрешила прикаспийским государствам экспортировать около 147 т икры, причем 78,8 т из них – Ирану и 30,3 – России.

КТО ЕСТ
Ведущие покупатели дорогого деликатеса – США, Япония, Швейцария и страны ЕС (все вместе – 95% импорта), в том числе 60% импортируют американцы. В интернет-магазинах США 125 граммов русской белужьей икры продается за 480 долларов, иранской – за 705, поскольку по качеству она считается лучше нашей – в принадлежащих Ирану районах вылова осетровых более благоприятная экологическая обстановка. В Великобритании цены чуть пониже – около 200 долларов за стограммовую баночку. В России 1 кг черной икры стоит 7–10 тыс. руб. Однако, как считают эксперты, если будет введена госмонополия, цена может возрасти до 14–15 тыс. руб. за 1 кг.

КТО ВОРУЕТ
Большинство контрабандистов, арестованных в США за ввоз черной икры, – россияне или граждане СНГ. Так, в августе 2001 года в майамском аэропорту были задержаны трое москвичей, провозившие в багаже около 100 полукилограммовых банок. Тогда же признал себя виновным в контрабанде икры владелец американской компании Beluga Caviar Виктор Цимбал. Только в 1999 году он незаконно ввез в Америку белужьей икры больше, чем составляла вся ежегодная экспортная квота России.

"