Posted 2 сентября 2014,, 20:00

Published 2 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Своими силами

2 сентября 2014, 20:00
Максимальная стоимость проекта моста в Крым через Керченский пролив, включая проектно-изыскательские работы, составит 228,3 млрд. руб., из которых 227,8 млрд. руб. будет выделено из ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года». При этом изначально мост,

За реализацию проекта возведения мостового перехода в Крым отвечает Росавтодор. Общая длина транспортного перехода (автомобильное шоссе и ж/д пути) – 19 км. Что интересно, согласно решению правительства иностранные инвесторы не будут участвовать в строительстве Керченского моста. Ранее готовность участвовать в проекте изъявили китайцы, которых мало волнуют западные санкции. Однако недавно было решено, что мост нужно делать своими силами. Китайские строители, обладающие опытом возведения многокилометровых переправ на родине (7 из 10-ти самых протяженных мостов в мире находятся в КНР), оказались отстранены от работ под тем предлогом, что иначе пришлось бы сделать проезд по мосту платным. Правда, это объективно позволило бы ускорить сроки строительства.

Кстати, в конце Великой Отечественной войны (в 1944 году) к Ялтинской конференции с участием Сталина, Черчилля и Рузвельта был построен железнодорожный мост в Крым как раз через Керченский пролив. Однако под давлением льдов он рухнул в феврале 45-го – спустя несколько дней после того, как по мосту проехала советская делегация.

Примечателен нешуточный рост сметы «стройки века» еще до начала работ. В июле вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что стоимость проекта по сооружению транспортного перехода через Керченский пролив составит от 150 до 200 млрд. рублей. «Цифры колеблются: (стоимость) собственно моста – от 150 до 200 млрд. руб.», – отмечал он, пояснив, что расходы на создание подходов к мосту будут значительны.

«Это береговая, транспортная и железнодорожная инфраструктура как со стороны Таманского, так и Керченского полуострова», – добавил чиновник. Сейчас же смета выросла до 228 млрд. руб. (6,1 млрд. долларов по текущему курсу ЦБ).

Также г-н Козак заявил, что привлечение иностранных частных инвесторов потребовало бы введения платы за транспортный переход через пролив, но в соответствии с действующим законодательством в таком случае должен быть и бесплатный вариант проезда по российской территории, что сделать невозможно. Это стало причиной отсечения китайских инвесторов от проекта. В итоге один из самых дорогих мостов в мире будет возводиться исключительно за счет средств российских налогоплательщиков. Стоит отметить, что тендер на проектирование моста выиграл «Гипротрансмост», принадлежащий Аркадию Ротенбергу. Кстати, Ротенберг одним из первых попал под действие западных санкций – еще во время их первой волны в марте. Еще одна компания, аффилированная с олигархом, намерена участвовать в постройке моста.

По словам специалистов, строительство моста в Крым в силу многих причин – чрезвычайно сложная задача. Поэтому они не исключают роста стоимости возведения перехода в ходе строительства. «Рост стоимости неизбежен. В условиях отсутствия конкуренции со стороны частных подрядчиков возникает монопольная ситуация. При этом следует ожидать значительного превышения сметы. Необходимо обеспечить движение по мосту автомобилей, поездов, включить в инфраструктуру трубопровод для подачи воды, «пристегнуть» линии электропередачи. Мост должен быть еще и высоким – чтобы под ним могли ходить корабли. Также учитывается сейсмическая опасность зоны в связи с близостью к Кавказу. Другое дело, если бы была конкуренция, то стоимость моста, которая может стать рекордной в мире, можно было бы значительно снизить», – сказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.

"