Posted 2 сентября 2013,, 20:00

Published 2 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:53

Updated 8 марта, 04:53

Упустили добычу

Упустили добычу

2 сентября 2013, 20:00
Поставки российской нефти за рубеж в январе-августе снизились на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 156 млн. тонн. Об этом свидетельствуют данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Минэнерго. Примечательно, что снижение поставок происходит
Сюжет
Бензин

Падение нефтяного экспорта является устойчивой тенденцией еще с прошлого года. Особенно резкое падение наблюдалось в нынешнем июне, когда поставки за рубеж снизились сразу на 5,4% к аналогичному периоду прошлого года – до 18,2 млн. тонн. Одновременно наблюдается снижение удельного веса экспорта нефти в общем объеме российского экспорта. Так, если в первом полугодии 2013-го ее доля составила 33,1% в экспорте топливно-энергетических товаров, то годом ранее этот показатель составлял 35,1%. Что самое обидное – падение поставок происходит в то время, как цены на «черное золото» достигли максимальных показателей за последние 18 месяцев. Произошло это после недавней химической атаки под Дамаском, итогом которой, как ожидается, станет вооруженная акция США против режима Башара Асада. После заявления Белого дома, сделанного на прошлой неделе, о возможной показательной порке ближневосточного диктатора цены на сырье только за день подскочили на 3%, достигнув 117 долларов за баррель.

Казалось бы, теперь на Россию, благополучие которой зависит от экспорта углеводородного сырья, может пролиться золотой дождь нефтедолларов. Однако рассчитывать на это едва ли приходится. Страна не в состоянии наращивать экспорт нефти – прежде всего по причине растущей дороговизны ее добычи. Что касается увеличения поставок за рубеж, то разработка новых месторождений в Восточной Сибири и строительство трубопроводов, возведение инфраструктуры требуют миллиардных вложений.

«Стагнация добычи нефти лишает нашу экономику возможности в полной мере воспользоваться ростом мировых цен на нее, – сказал «НИ» доцент РАНХиГС, координатор направления ресурсной и энергетической экономики Петр Казначеев. – Судя по динамике последних лет, возможности наращивать добычу нефти у России ограничены. Основная причина заключается в состоянии запасов нефти и в структуре нефтегазовой отрасли. Текущая добыча в основном обеспечивается отбором из крупных месторождений, в которых начальные запасы углеводородов уже выработаны более чем на 50%, а по отдельным регионам – например в Урало-Поволжье, на 70% и более. Такие месторождения переходят в стадию падающей добычи. Для поддержания добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, требуются значительные инвестиции для достижения высоких коэффициентов отдачи».

В итоге сложилась ситуация, когда страна оказалась не в состоянии удовлетворить имеющийся со стороны иностранных потребителей спрос без ущерба для внутреннего рынка. «Возникла проблема синхронизации темпов добычи с экспортом, – поясняет «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Больше нефти мы пока не добываем, в то время как заявки, прежде всего со стороны Китая, растут. Если увеличивать экспортные поставки при нынешних темпах добычи, может возникнуть риск бензинового дефицита в России, что аукнется скачком цен на автомобильное топливо в стране».

Эксперты также объясняют падение объемов поставок за рубеж неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. «Снижение экспорта вполне закономерно, – пояснила «НИ» аналитик Анна Бодрова. – В Европе все еще продолжается экономический спад, поэтому спрос на энергоносители со стороны крупных и периферийных европейских экономик не слишком-то активный. Кроме того, страны СНГ вовсю работают над альтернативными контрактами в обход российских поставщиков, заменяя нефть другими видами сырья там, где это можно сделать, – печное топливо, например, или прямогонный бензин. Для российских экспортеров сокращение поставок на 3% в принципе некритичная цифра, тем более что она распространена в течение 8 месяцев, но если тенденция станет устойчивой, это будет неприятно».

"