Posted 3 августа 2016,, 13:25

Published 3 августа 2016,, 13:25

Modified 8 марта, 02:55

Updated 8 марта, 02:55

Потерянные триллионы

Потерянные триллионы

3 августа 2016, 13:25
С 2017 года Министерство экономического развития (МЭР) начинает следить за фактическим воздействием на бизнес вступивших в силу законов. План оценки опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. С помощью него МЭР проверит, действительно ли исполнение новых законов обойдется в 2,6 трлн. рублей, как подсчи

Как говорится в пояснительной записке к проекту, поводом для проведения оценки фактического воздействия стали соответствующие предложения от бизнес-ассоциаций, компаний, госорганов, а также физлиц. Всего обратившиеся просили проверить влияние 249 нормативно-правовых актов, большинство из них – федеральные законы и постановления правительства. Однако в итоговый перечень оценки войдут лишь 129 документов: 46 действующих законов, 42 постановления правительства и 41 ведомственный нормативный акт. Остальные акты в проект плана не включены из-за недостаточной аргументации позиции заявителей. Среди них оказались такие важные документы, как законы «О защите конкуренции», «О развитии малого и среднего предпринимательства», «О банкротстве». При этом попадут под проверку закон «О естественных монополиях», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О защите окружающей среди» и ряд других.

В документе также представлены сами жалобы и предложения бизнеса, некоторые из них с указанием конкретных издержек. В совокупности, как следует из плана проекта, бизнес вынужден будет потратить на реализацию казанных законов 2,6 трлн. рублей. Самые большие потери – 1 трлн. рублей – могут понести электроэнергетики, которым с введением закона об охране окружающей среды придется оснащать теплоэлектростанции специальным оборудованием, сокращающим негативное воздействие. Еще 33 млрд. рублей к 2025 году им будет стоить обязательная плата за пользование водой из источников, находящихся в федеральной собственности.

Издержек в 25 млрд. рублей ожидает компания «ЛУКОЙЛ» при исполнении требования об установке дополнительных систем оповещения населения о ЧП на производстве. Однако, как указывают нефтяники, эти системы будут бессмысленны, так как аварии на взрывопожарных объектах настолько спонтанны, что предупредить о них невозможно.

Также на новые законы пожаловались производители и продавцы пива – им придется заплатить 28 млрд. рублей за подключение к системе контроля за производством ЕГАИС и тратить 114 млрд. рублей в год на ее обслуживание. Также предприниматели недовольны тем, что с 2019 года их принуждают устанавливать дорогостоящие локальные очистные сооружения для сточных вод.

К слову, резонансный «антитеррористический закон», обязующий операторов мобильной связи и интернет-компании с 2018 года хранить пользовательские данные в план оценки МЭР не попал. Тем временем принятие этого пакета законов может обернутся огромными убытками для профильных компаний. В частности, операторы мобильной связи подсчитали, что на строительство и обслуживание центров обработки данных для хранения данных им придется потратить свыше 2 трлн. рублей.

Вместе с тем в МЭР уверены, что оценка фактического воздействия на бизнес, вводимая с 2017 года, позволит проследить взаимосвязь между целями принятия проекта нормативного акта, предварительной оценкой его воздействия и эффектом от его принятия. Таким образом ведомство сможет оценить реальное воздействие законотворчества властей на экономику страны. «Это будет способствовать существенному улучшению качества государственного регулирования экономической деятельности», – отмечается в пояснительной записке.

Отметим, с 27 мая Минэкономразвития запустило общедоступный сервис «калькулятор издержек», который призван помочь разработчикам законов заранее просчитывать последствия введения новых нормативных актов, а также нагрузку от них на бизнес и бюджеты. Однако инструмент рассчитывает лишь стандартные издержки и не включает в себя серьезный анализ рынка.

В то же время, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева сомневается, что оценка МЭР фактического воздействия законов на бизнес поможет бизнесу минимизировать издержки.

«Почему они проводят оценку после, то есть постфактум, а не до принятия законов? – задается вопросом собеседница «НИ», – получается, что повлиять ни на что МЭР не может. Власти у нас при принятии законов не считает деньги, руководствуясь какими-то сиюминутными намерениями, и в итоге расплачиваются за все бизнес и потребители. С одной стороны нам говорят, что бизнес нужен, а с другой, уничтожают его. При этом единого центра оценки воздействия законопроектов на этапе их разработке до сих пор не создано».

"