Posted 3 августа 2016,, 12:23

Published 3 августа 2016,, 12:23

Modified 8 марта, 02:55

Updated 8 марта, 02:55

Дешево хорошо не бывает

Дешево хорошо не бывает

3 августа 2016, 12:23
Резервный фонд будет исчерпан быстрее, чем ожидалось ранее, – уже в 2016 году. Такой сценарий возможен, если нефтегазовые доходы бюджета во втором полугодии будут такие же, как и в первом, полагают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Даже если план по ненефтегазовым доходам будет выполнен, бюджет по итогам года недо

По данным ВШЭ, дефицит бюджета за первое полугодие 2016 года составил 1,5 трлн. рублей, или 4% ВВП. Для его финансирования было использовано 780 млрд. рублей из Резервного фонда. Всего он уменьшился на 1,2 трлн. рублей по итогам 6 месяцев текущего года. На 1 июля там было 2,4 трлн. рублей. До конца года Минфин планирует потратить 2,1 трлн. рублей, что фактически опустошит фонд.

После этого для финансирования дефицита бюджета власти РФ намерены привлекать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором сейчас находится около 4,7 трлн. рублей. Ранее в Минфине сообщали, что в 2017–2019 годах планируется израсходовать из ФНБ 1,7 трлн. рублей. Однако многие эксперты не исключают, что при сохранении нынешних темпов расходования резервов к 2019 году и ФНБ тоже сойдет на нет.

Между тем власти признают, что сейчас бюджетная стабильность обеспечивается только за счет резервов. Если ничего не изменить, то к концу года не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, заявила на днях замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Действенно изменить ситуацию может девальвация рубля, считают эксперты. Резервный фонд и ФНБ размещены в валютных активах, поэтому чем слабее рубль, тем на дольше их хватит.

«Заявления представителей российских властей о преимуществах более слабого курса национальной валюты в чем-то имеют смысл. В текущих условиях слишком крепкий рубль может усилить негатив для экспортеров и усугубить бюджетные проблемы. Механизмы искусственного ослабления национальной валюты есть: покупка иностранной валюты для пополнения Резервного фонда, управление со стороны ЦБ валютной и рублевой ликвидностью. Но подобная политика вошла бы в противоречие с текущим курсом ЦБ по таргетированию инфляции и оказанию минимального воздействия на курс рубля», – пояснил «НИ» аналитик ГК TeleTrade Михаил Поддубский.

По мнению аналитика, вопрос достаточности резервов в текущих условиях стоит решать в первую очередь за счет сокращения расходов, а не за счет девальвации национальной валюты. «Приватизация отдельных госкомпаний и новые заимствования на долговом рынке могут также помочь, но без рационального сокращения расходов в текущих условиях не обойтись», – утверждает г-н Поддубский.

«Девальвация – испытанный прием властей, к которому они ни раз уже прибегали за последние несколько лет. Разумеется, ЦБ и Минфину проще обложить население дополнительным «инфляционным налогом» на импортные товары, доля которых в рознице доходит до половины, чем повышать эффективность государственных нефтегазовых корпораций, которые только выиграют от девальвации рубля. Если цена на нефть марки Brent закрепится ниже уровня 30 долларов за баррель, то, боюсь, нам стоит ждать курс выше отметки 70 рублей за доллар», – сказал «НИ» аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.

"