Posted 2 августа 2007,, 20:00
Published 2 августа 2007,, 20:00
Modified 8 марта, 08:24
Updated 8 марта, 08:24
По официальной статистике жители Москвы тратят на общественное питание более 3 млрд. долларов в год, по некоторым экспертным оценкам – до 4,5 млрд. Расходы эти растут с каждым годом. Уличные стрит-фуды и точки быстрого питания по популярности вне конкуренции. Однако очень быстро развиваются и рестораны среднего и чуть выше среднего ценового сегмента, где обед, как правило, стоит 25–40 долларов.
Тем не менее общепита в столице очень мало, особенно если сравнивать с дальним зарубежьем. В Москве одна точка приходится на каждых 2 тыс. человек, в городах Западной Европы – на 250, а в Корее – на 40. В одном Лос-Анджелесе 25 тыс. ресторанов. Правда, россияне тратят на еду вне дома в среднем не более 3–4% личного бюджета, а граждане развитых стран – не меньше 10%. Однако где здесь причина, а где следствие, сказать сложно.
Как рассказал «НИ» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов, ресторанному бизнесу у нас мешает развиваться масса факторов, и растет он скорее вопреки, а не благодаря существующим порядкам. «Нам не хватает помещений, особенно в новых районах, где не предусмотрено размещение кафе и ресторанов. Легче повеситься, чем получить разрешение на открытие новой «точки», – сетует эксперт. – Существует масса административных барьеров и барьерчиков, для преодоления которых нужны деньги. Поэтому не стоит удивляться, что цены в ресторанах сейчас настолько высоки. Кроме того, ощущается нехватка персонала. Сейчас днем с огнем не сыщешь людей, способных нормально работать. Качество профессиональной литературы за редким исключением ужасное. В основной массе это либо перепечатка советских книг, либо переводы западных специалистов без всякого учета специфики отечественного рынка».
Что же до ближайших перспектив, то г-н Иванов считает, что будущее – за большими ресторанными сетями. «Они обладают огромным преимуществом за счет возможности централизованно закупать продукты и алкоголь, и именно они будут преобладать в скором времени среди предприятий московского общепита», – подчеркнул он.