Posted 3 июля 2018, 06:32

Published 3 июля 2018, 06:32

Modified 7 марта, 16:56

Updated 7 марта, 16:56

Похмелье после свадьбы: за что банкротят "энергосбыты"

3 июля 2018, 06:32
Двадцать пятого июня министр энергетики подписал приказ, согласно которому ПАО «Челябэнергосбыт» лишился статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области. За этим решением стоит почти детективная история.

Что характерно, ранее уже были лишены статуса гарантирующего поставщика и находятся в стадии банкротства «Тагилэнергосбыт», «Архэнергосбыт», «Вологдаэнергосбыт», «Хакасэнергосбыт» и «Роскоммунэнерго». Еще за несколько дней до этого, двадцатого второго июня, была отозвана лицензия у «Мосуралбанка». Что объединяет все эти компании? То, что все они относятся к активам компании «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН), в свою очередь принадлежащей бизнесменам Эльдару Османову и Юрию Шульгину.

Чаще всего в интернете имя основного владельца холдинга «МРСЭН» Эльдара Османова упоминается в качестве отца невесты на состоявшейся год назад – первого июля 2017 – «свадьбы года». Тогда его дочь Лолита Османова вышла замуж за Гаспара – сына мультимиллионера Альберта Авдоляна. Шикарная церемония проходила в Лос-Анджелесе, в том же театре, в котором проходит ежегодное вручение «Оскара». Роль тамады исполняли Ксения Собчак и Андрей Малахов, а гостей развлекали Светлана Лобода, Николай Басков, Стас Михайлов и Леди Гага. Среди приглашенных на роскошное бракосочетание также был депутат Госдумы Заур Геккиев. Только на цветы Османовы и Авдоляны потратили около полумиллиона долларов, артисты обошлись в разы дороже. Плюс аренда помещения, угощение и расселение гостей, платье невесты и прочие расходы...

«Если кто-то решит переплюнуть это торжество — тогда, видимо, свадьбу придется праздновать на Марсе», — писала тогда «Комсомольская правда». Популярное издание Лента.ру охарактеризовало данную церемонию как «пир во время чумы». Это странное пиршество резко осудили не только журналисты, но и многие депутаты Государственной Думы: так, депутат Валерий Рашкин назвал произошедшее «плевком в лицу нашему обществу».

Как же так получается, что у серьезного бизнесмена, который может позволить себе немыслимые расходы на такую шикарную по любым меркам церемонию, компании, как карточные домики, рушатся одна за другой?

Проблемы сбытовых компаний заключаются в долгах перед «Россетями»: в мае 2017 года МРСК Северо-Запада («дочка» «Россетей») подала иск о банкротстве Архангельского и Вологодского "сбытов" из-за долга в размере 4,3 миллиарда рублей, чуть позднее МРСК Урала подало такой же иск против «Челябэнергосбыта». Представители энергосбытового холдинга, в свою очередь, сетовали на какие-то невероятные долги потребителей услуги — в основном, бюджетных организаций.

Однако возбужденные уголовные дела говорят, что причина роста долга совсем в другом: деньги, как считают следователи, расходовались не по назначению. Так, по версии следствия, с января 2014 по март 2015 года по решению неустановленных лиц из числа руководства ОАО «Архэнергосбыт» денежные средства, полученные от различных категорий потребителей за предоставленную электроэнергию, вместо того, чтобы быть перечисленными на счет ОАО «МРСК Северо-Запад» в рамках заключенного договора, были "использованы на иные цели".

Руководство «Вологдаэнергосбыта» подозревается в том, что с 30 сентября 2009 года по 1 января 2011 года перечислило за «юридическую помощь» некоему адвокату 70 миллионов рублей, хотя эта помощь находится в компетенции юридического отдела компании. Из акта налоговой проверки «Вологдаэнергосбыта» следует, что адвокат Темиржанов получил существенно больше — 1,5 миллиарда рублей. Еще 10 млн руб. было переведено, как утверждается, со счетов хакасского "сбыта" на банковскую карту сына председателя Региональной энергетической комиссии Вологодской области.

По итогам 2017 года кредиторская задолженность «Челябэнергосбыта» превысила 11 миллиардов рублей. В ситуации с этой компанией фигурирует совсем уже криминальная история. Одним из совладельцев «Челябэнергосбыта» был бизнесмен Алим Дадуев, который владел 15-процентным пакетом акций компании. Однако, судя по сообщениям в прессе, его акциями рассчитались за долги «Челябэнергосбыта». Сам Дадуев предпринял попытку сохранить акции и попросил суд наложить на них обеспечительные меры. 8 сентября 2017 года 15% акций были арестованы, а 19 сентября прошлого года Дадуева расстреляли в собственном автомобиле в центре Москвы. Бизнесмен получил два ранения в голову, но выжил. Правда, акций лишился. Совладельцу «МРСЭН» Юрию Шульгину предъявлено обвинение в уголовном деле, и он объявлен в международный розыск.

И еще один показательный факт: в 2015 году свидетеля по этому делу Татьяну Романову ударили ножом в шею в центре Москвы через несколько дней после того, как она дала показания на Шульгина и Османова.

В настоящее время идет банкротство всех «сбытов», принадлежащих Османову и Шульгину. Причем, как указывают кредиторы, структуры уже неоднократно совершали попытки снизить конкурсную массу банкротящихся компаний. Так, АО «МРСЭН» подало иски к своим же "сбытам" на суму 800 миллионов рублей.

По данным экспертов, попытки скрыть активы предпринимают люди, принадлежащие к структурам отца жениха на той самой «свадьбе года» – Альберта Авдоляна. Ситуация вынудила Росфинмониторинг принять участие в судах в качестве третьего лица. Банк «Мосуралбанк», обслуживавший интересы Шульгина и Османова, лишился лицензии. В качестве обоснования этого решения Центробанк указал на наличие на балансе указанной кредитной организации проблемных активов и на предоставление недостоверной отчетности, в которой скрывался тот факт, что банк находится на грани банкротства.

К чему приведет возможное снижение конкурсной массы и вообще вся деятельность авантюристов из «МРСЭН»? Это недополученные доходы энергетиков и сетевиков. Как следствие – недоинвестирование в сетевые и генерирующие мощности. Отсюда – риски аварий на сетях электроснабжения и опасность нормального прохождения отопительного периода, который возможно, кто-то уехавший за границу забыл, в России длится семь месяцев, а зимы у нас бывают весьма и весьма холодные. То есть под угрозу поставлена жизнедеятельность энергетической отрасли ряда регионов страны.

Подпишитесь