Posted 2 июля 2012,, 20:00
Published 2 июля 2012,, 20:00
Modified 8 марта, 05:30
Updated 8 марта, 05:30
Потребность в малых самолетах – с учетом старения авиапарка и выбывания большинства самолетов с такой вместимостью – довольно высока, а производственные мощности в России ограничены. Об этом заявил премьер-министр, объясняя необходимость обнуления пошлины на ввоз лайнеров, которая сейчас составляет 20%. В настоящий момент отечественное авиастроение не обеспечивает потребности авиакомпаний, которые активно закупают зарубежные борта, несмотря на таможенные барьеры. За 2006–2011 годы российским перевозчикам было поставлено 557 пассажирских самолетов зарубежного производства и лишь 40 – отечественных. При этом доля зарубежных самолетов в российском парке пассажирских самолетов уже оценивается в 60%, а в грузовом парке – в 30%. По мнению отраслевых экспертов, к 2015 году потребность в авиационных перевозках в стране увеличится в 2–2,5 раза, а к 2025-му – в 4–5 раз. До 2025 года потребуется как минимум 700 новых самолетов вместимостью до 100 пассажиров.
«Вопрос об обнулении пошлины на самолеты вместимостью до 72 мест уже обсуждался в прошлом году, – рассказала «НИ» аналитик крупного коммерческого банка Татьяна Задорожная. – На сегодняшний день объем российского производства среднемагистральных самолетов такого типа достаточно мал, это в основном Ан-140, вмещающий 52 пассажира, и удовлетворить весь спрос со стороны авиакомпаний наши производители не могут. По этой причине авиакомпании вынуждены покупать зарубежные самолеты, это в основном самолеты типа ATR-72 и CRJ-700».
В то же время инициатива правительства способна осложнить выполнение нескольких отечественных авиапроектов, в которые вложены деньги. «Предложенная премьером мера прежде всего ударит по проекту Ан-140», – сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Кроме того, по мнению эксперта, сильно пострадают производители Ту-334 и российско-украинского Ан-148, притом что цена, к примеру, Ту-334 (20 млн. долларов) существенно ниже стоимости аналогичных зарубежных самолетов – Bombardier (CRJ-700), Embraer E-170/190, Boeing-737 (28–30 млн. долларов).
Аналитик инвестиционной компании Андрей Шенк полагает, что одного лишь квотирования на беспошлинный ввоз самолетов будет недостаточно для авиаперевозчиков, так как к этим самолетам со временем потребуются новые комплектующие, также ввозимые из-за рубежа. «Гораздо более эффективно было бы внедрение иностранных технологий в наше производство, например сбор иностранных моделей на производственных мощностях наших заводов», – сказал «НИ» г-н Шенк.