Posted 2 июля 2006,, 20:00

Published 2 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Сухие дни

Сухие дни

2 июля 2006, 20:00
В субботу и воскресенье москвичи, не относящиеся к числу завсегдатаев винных магазинов, были неприятно удивлены – бокал хорошего вина в компании друзей вдруг оказался недоступен. 1 июля наступил час «икс» для импортного алкоголя – по закону все бутылки, промаркированные старыми марками, должны быть изъяты из оборота и

В последние недели винно-водочные магазины и отделы крупных супермаркетов являют апокалиптическое зрелище. В торговых залах москвичи охотно делятся мемуарами конца 80-х – начала 90-х годов: что, где и как «доставали». Администрация магазинов сочувствует, кое-где вывешены извинительные объявления, но от общения с прессой практически все отказываются: «А что тут говорить? Сами все видите – шаром покати!» Оторопевшие покупатели печально взирают на опустевшие стеллажи, где еще несколько дней назад красовались бутылки на любой вкус. Меньше всего пострадали полки с водкой – на остальных 2–3, реже 5 сортов вин, главным образом российских, в пакетах.

«Это полнейшее безобразие, – негодует программист Георгий Баркан. – Подобная ситуация связана с элементарной безалаберностью, я даже не могу себе представить, кому этот дефицит может быть выгоден. Я, например, придя в крупный магазин спиртного, не нашел крымского шампанского, которое так люблю, и не обнаружил ни одной бутылки перцовой водки. Прожить без них, конечно, можно, но зачем создавать людям неудобства!». Студент Антон пьет только пиво, которым заставлены когда-то винные полки, и на чужие страдания взирает свысока.

«Для меня эти пустые прилавки катастрофой не стали, потому что я не пью, – рассказывает «НИ» москвичка Анастасия Горшкова, чудом нашедшая пару бутылочек полусладкого вина – красного и белого. – Если бы не мой завтрашний день рождения, я бы вообще сюда не зашла. Пьющим, конечно, остается лишь посочувствовать. Сложно понять, кому это выгодно, но в нашей стране ничего просто так не бывает».

О том, что торговать зарубежным алкоголем со старыми акцизными марками с 1 июля будет запрещено, было объявлено давно. Вот только что делать с оставшимися бутылками, было непонятно. Торговые сети снижали цены на импортное спиртное, пытаясь как можно скорее распродать его. Оптовые импортеры заранее резко сократили объем закупок. По данным Федеральной таможенной службы, к 1 июля объем непроданных бутылок со старыми марками составлял примерно 40 млн. штук, и лишь 5% всех импортных напитков имеют акцизные марки нового образца.

Постановление правительства России, разъясняющее, как поступать с алкоголем, имеющим старые марки, появилось лишь 30 июня. Там сказано, что перемаркировка импортного алкоголя разрешается до 29 декабря этого года. Пока же импортеры должны разместить его в складских помещениях и провести инвентаризацию по состоянию на 30 июня 2006 года. «Впрочем, это постановление еще не вступило в силу, – сообщил «НИ» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. – Предполагается, что оно будет опубликовано во вторник, но это не точно. А до этого вся продукция, оклеенная старыми марками, считается нелегальной, а сотрудники различных проверяющих органов имеют большое поле для проверок и штрафов».

По оценке директора по внешним связям Ассоциации европейского бизнеса в России Александра Романова, нерасторопность властей привела к тому, что на алкогольном рынке «возродился Советский Союз во всех своих проявлениях», начиная от пренебрежения к частной собственности до пустых полок. Тем не менее, полагает эксперт, «вышедшее постановление дало хотя бы примерные ориентиры для игроков алкогольного рынка». «Импортеры наконец-то получили необходимые разъяснения, закупили новые марки и программное обеспечение для штрихкодирования, которое появилось в России лишь в мае. Теперь самое главное, чтобы у правительства не возникло новых оригинальных идей относительно регулирования алкогольного рынка».

Впрочем, Вадим Дробиз считает, что до восстановления алкогольного рынка еще далеко. По его словам, «можно только предположить, какой будет процедура переоформления продукции». «Ведь обоснования для возврата ее импортеру нет, то есть придется оформлять обратные продажи – от розничного продавца оптовому, от оптовика – региональному дистрибьютору, от дистрибьютора – импортеру. Так что 1 июля проблемы алкогольного рынка не закончились, а добавились». Александр Романов не исключает, что в ближайшее время в стране возникнет дефицит новых акцизных марок, так как компании будут переклеивать как старый, так и ввезенный после 1 июля алкоголь. В общем, резюмируют эксперты, алкогольные дела в Москве и Питере начнут выправляться через месяц-два, а в регионах, где все делается не так быстро и полки еще не опустели окончательно, лишь в октябре – ноябре. Окончательной же нормализации ситуации стоит ожидать не раньше Нового года.

Игроки алкогольного рынка во всем винят чиновников, которые и в этот раз сработали непрофессионально. Вот только расплачиваться за ошибки властей придется как всегда потребителю. Судиться с государством из-за понесенных потерь торговцы не станут – себе дороже. Поэтому поднимут цены. По оценкам экспертов, цены на вернувшееся импортное спиртное вырастут на 20–40%.

"