Posted 2 июня 2015,, 21:00
Published 2 июня 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 02:22
Updated 8 марта, 02:22
Валерий Окулов подчеркнул, что под сокращение в первую очередь попали регулярные рейсы, которые совершают иностранные авиаперевозчики из России по международным направлениям. В настоящий момент уже полностью свернула свою деятельность в нашей стране компания Air Niki, совершавшая ежедневные рейсы Москва – Вена. Частоту полетов заметно сократили EasyJet, CSA, Emirates. А одна из крупнейших американских компаний Delta сейчас урезает количество полетов по маршруту Нью-Йорк – Москва и обратно, а с декабря 2015 года планирует и полностью их закрыть, хотя программа по направлению на Атланту пока остается нетронутой.
Впрочем, это только самые свежие примеры. Вообще же процесс постепенного исхода зарубежных перевозчиков с российского рынка начался еще весной прошлого года (что совпадает по срокам с периодом обострения геополитической обстановки) и не только на прямых рейсах. Так по данным Росавиации, за прошедший год на 12% сократилось количество транзитных перевозок европейских компаний. В первую очередь наиболее ощутимо пострадали направления на Челябинск, Тюмень, Пермь и Екатеринбург. Компании уже отменили перелеты из этих городов в Арабские Эмираты, резко уменьшилось число рейсов в Индию, Египет и Таиланд (предложение на эти маршруты снизилось почти на 50%).
А с начала 2015 года сократили свое присутствие на российском рынке «Вьетнамские авиалинии», отменившие этой весной перелеты из Москвы в Нячанг, объяснив это ухудшающейся ситуацией на туристическом рынке и снижением спроса на рынке международных авиаперевозок. Что неудивительно, ведь пассажирские и туристические перевозки – это сфера услуг, которая одной из первых реагирует на замедление экономики. По этой же причине «Тайские авиалинии» с конца марта 2015 года прекратили рейсы Москва – Бангкок. А Air Berlin заявила о снижении числа рейсов с середины февраля в два раза – с двух до одного перелета в день,– по направлению Берлин – Санкт-Петербург.
Но несмотря на такой, казалось бы, внушительный список уходящих иностранных авиакомпаний и пострадавших направлений, сложившаяся ситуация пока не стала болезненным ударом для российского рынка авиаперевозок, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. «В данном случае успешно сработало «импортозамещение». Российские авиакомпании пока уверено покрывают объемы спроса на международные направления, – сказал он «НИ». – Например, популярнейшее направление Таиланд восполняют «Аэрофлот» и «Трансаэро». К тому же эксперт выразил надежду, что полного ухода большого числа компаний все же не случится, потому что возвращаться потом на российский рынок им будет слишком долго и тяжело. Так что вариант с техническим переоснащением и уже озвученным снижением частоты рейсов выглядит более правдоподобным. Кроме того, по словам Горина, пока на удивление не происходит монополизации рынка, и авиаперевозчики не поднимали цены так, как могли бы с учетом колебаний валюты с весны прошлого года.
Между тем определенная консолидация в пользу крупных авиакомпаний за первые четыре месяца 2015 года на российском рынке произошла: доля 15 крупнейших авиакомпаний в перевозке пассажиров выросла с 86,4% до 88,9%. Рост показателей идет в том числе и за счет ослабления позиций мелких и локальных перевозчиков. Если эта тенденция будет набирать обороты, то можно прогнозировать возможные банкротства подобных компаний. Ну а пассажирам это грозит сокращением выбора маршрутов и потенциальным ростом цен.