Posted 2 июня 2015,, 21:00

Published 2 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Тормозной путь

Тормозной путь

2 июня 2015, 21:00
По итогам текущего года автомобильная промышленность не сможет преодолеть негативную динамику. Сокращение производства легковых автомобилей в РФ в 2015 году составит 18–20%, грузовых – 20–25%, говорится в подготовленном Минэкономразвития (МЭР) отраслевом мониторинге развития промышленных секторов.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в начале 2015-го оценивал падение рынка автопроизводства по итогам года на уровне 10%. Прогнозы участников рынка и независимых аналитиков еще более жесткие. Большинство из них сходятся во мнении, что в текущем году будет продано не более 1,5 млн. новых легковых машин и легких коммерческих автомобилей (LCV). Такой показатель соответствует сокращению рынка на 40% в годовом выражении.

Напомним, что продажи новых легковушек в апреле в России сократились на 41,5% в годовом выражении и составили 132,5 тысячи машин, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Всего в январе – апреле 2015 года в РФ было продано 516,1 тыс. автомобилей, что соответствует падению продаж на 37,7%.

По данным министерства, за период с начала года в стране произведено 510,2 тысячи автомобилей (-23,6% к аналогичному периоду 2014 года). «Ряд производителей («КамАЗ, Sollers) перешли на неполную рабочую неделю. Одновременно зафиксирован рост производства на ОАО «АвтоВАЗ». С начала года объем производства компании увеличился на 13,7%, а ее доля в производстве легковых автомобилей на российском рынке выросла до 30,4%», – отмечается в мониторинге МЭР.

В министерстве надеются, что в условиях резкого сокращения внутреннего спроса дополнительным позитивным фактором, сглаживающим отрицательную динамику объемов производства, может стать рост экспортных поставок. «По отдельным производителям наблюдается увеличение экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья (ОАО «АвтоВАЗ» – 9,4% к аналогичному периоду 2014 года, ОАО «КамАЗ» – 20,0%, ОАО «АЗ «Урал» – 34,7%)», – констатируют аналитики ведомства. Вместе с тем высокие барьеры входа на новые рынки и наблюдавшаяся в марте-апреле тенденция укрепления национальной валюты могут в значительной степени осложнить дальнейший рост экспорта автомобильной техники.

При этом МЭР верит в оживление авторынка в III–IV кварталах текущего года. Надежды на лучшее связаны с ожидаемым снижением ставок по кредитам для физических и юридических лиц в сочетании с реализацией государственных программ поддержки автомобильной промышленности – утилизации автохлама, субсидирования процентных ставок по автокредитам, развития лизинга.

В текущем году можно ожидать значительных структурных изменений в автомобильной отрасли – рост концентрации приведет к укреплению позиций компаний, ориентированных на долгосрочное присутствие на российском автомобильном рынке. МЭР допускает при этом, что часть игроков могут уйти с рынка, как это сделал General Motors, однако их позиции будут замещены оставшимися производителями.

А еще снижение курса рубля в сочетании с последовательной поддержкой рынка со стороны государства даст шанс российским компаниям отрасли сформировать перспективный задел для импортозамещения. Согласно данным МЭР, эти тенденции уже нашли отражение во внешнеторговой статистике. Сокращение объемов импорта легковых автомобилей в годовом выражении составило 51,8%, грузовых – 45,9%.

Опрошенные «НИ» эксперты согласны с тем, что падение спроса на иномарки и наметившийся уход иностранных автопроизводителей из России могут дать стимул отечественному автопрому. «Уход иностранных брендов из России ожидаем, их долю рынка займут автомобили местной сборки. Сейчас самое время для развития отечественного автопрома – инвестируя в инновации и выпуская в продажу новые современные модели, «АвтоВАЗ» сможет не только укрепить свои позиции в России, но и выйти на зарубежные рынки, например, стран СНГ», – предположил в беседе с «НИ» руководитель отдела продаж «АвтоСпецЦентр Инфинити» Алексей Забелкин.

Однако подобный оптимизм разделяют не все собеседники «НИ». «Девальвация рубля отрицательно повлияла на покупательскую способность россиян, включая покупку автомобилей отечественного производства. Личный автомобиль вновь рискует стать предметом роскоши, как это было в советские годы, что для среднестатистического гражданина с ежемесячным доходом в 30 тысяч рублей отнюдь не новость», – сказал «НИ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

"