Posted 2 июня 2013,, 20:00

Published 2 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:08

Updated 8 марта, 05:08

Незаслуженный отдых чиновников

Незаслуженный отдых чиновников

2 июня 2013, 20:00
Россияне, работающие на вредных производствах, вскоре могут оказаться без пенсий, выплачиваемых государством. С такой инициативой выступил на конференции «Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения» замминистра труда и социального развития Сергей Вельмяйкин. В Минтруда счит
Сюжет
Пенсии

Напомним, что сегодня компенсации работникам, которые трудятся на опасных производствах, регулируются утвержденными еще в 1974 году «Списками производства, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда». Согласно этим документам, работники вредных производств имеют право на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и досрочную пенсию. Кроме того, в 1991 году списки производств были дополнены двумя перечнями профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Эти списки включают в себя несколько сотен профессий, обладатели которых могут выйти на пенсию на 3–15 лет раньше, чем все остальные граждане России.

В Минтруда решили положить конец этой системе, которая, по мнению Сергея Вельмяйкина, является неэффективной. Чиновник, в частности, заявил, что условия труда, которые обеспечивают работодатели сотрудникам вредных производств, – весьма разные, а потому существование так называемого списочного подхода – плохой критерий для экономически справедливой дифференциации затрат как работодателя, так и государства. Кроме того, списочный подход, утверждает г-н Вельмяйкин, не дает работодателю стимула для улучшения условий труда работникам: за них все равно платит государство.

Чиновники предлагают фактически переложить пенсионное обеспечение работников вредных производств на работодателей. Главный пункт представленной ими реформы – разработать классы и подклассы опасности производства и привязать к ним размер дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. Такой подход, утверждает Сергей Вельмяйкин, вынудит работодателя вкладывать деньги в улучшение условий труда, модернизацию производства, смену технологий.

Ведь в этом случае вред его производства уменьшится вместе с суммой взносов в ПФР. Оценка условий труда, согласно плану Минтруда, будет проводиться раз в пять лет. Профсоюзы при этом должны быть наделены правом требовать проведения внеочередной аттестации. Такое же право будет и у работодателя, если он заменил оборудование или обновил технологии.

Что касается сотрудников, то размер их пенсий будет зависеть от количества дней, проработанных на вредном производстве, от индивидуальных условий труда и состояния здоровья. Для тех, кто отработал во вредных условиях больше половины срока, необходимого для выхода на досрочную пенсию, ничего не изменится. Работникам, которые до конца переходного периода (предполагается, что он окончится 1 января 2015 года) проработали хотя бы один день во вредных условиях, но не дотянули до половины профессионального стажа, работодатели должны будут за свой счет предложить участие в корпоративной пенсионной системе. При согласии сотрудника компания будет платить по дополнительному тарифу, причем не как сейчас – в ПФР, а в корпоративную пенсионную систему, из которой и будут затем выплачиваться пенсии. Для работников, которые придут на вредные и опасные рабочие места после 1 января 2015 года, предусмотрено два варианта: либо формирование прав на досрочную пенсию в рамках профессиональных пенсионных систем, либо за счет средств Фонда социального страхования (ФСС). Если признаки профессионального заболевания, не позволяющие дальше трудиться, будут замечены у сотрудника раньше наступления возраста досрочного выхода на пенсию, ему будет полагаться компенсация за счет ФСС, который назначит ему страховое обеспечение в размере, адекватном получению досрочной пенсии.

Расширения списка вредных профессий инициатива Минтруда не предполагает. Если выяснится, что на каком-то рабочем месте, не предусмотренном списками №1 и №2, существуют вредные условия труда, работодателя лишь обяжут повысить сотруднику зарплату, предоставить дополнительный отпуск или сократить рабочий день. Права на досрочный выход на пенсию у сотрудника не появится.

Сергей Вельмяйкин признал, что озвученные им предложения вряд ли найдут поддержку в народе. «У нас в стране 40 миллионов пенсионеров, из которых примерно треть – досрочники, – заявил замминистра. – Даже если из них вычесть «северян», педагогов и медиков, все равно это будет несколько миллионов человек, которые работали на вредных производствах. По линии ФСС пособия в связи с профзаболеваниями и травмами выплачиваются сейчас 155 тысячам человек. Речь фактически идет о достаточно серьезном пересмотре подходов к данному виду страхования, и понимаем, что здесь будет определенное социальное недовольство».

Эксперты подтверждают предположение чиновника. «Это будет большая нагрузка на работодателей в плане издержек, – прокомментировал инициативу Минтруда экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – И если крупные предприятия с высокой рентабельностью этого почти не заметят, то предприятия с устаревшим производством окажутся в непростом положении. С другой стороны, это хороший способ заставить работодателя вкладывать в модернизацию условий труда». Директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев в свою очередь отмечает, что время для нововведений выбрано крайне неудачное. «Экономика погружается во вторую волну кризиса, просто недопустимо сейчас предприятия заставлять делать еще какие-то дополнительные отчисления куда бы то ни было, – уверен собеседник «НИ». – У нас же треть промышленности – это вредное производство!».

Результат возможных преобразований, по мнению экспертов, вполне предсказуем. «Эта реформа позволит построить на освободившиеся средства еще больше роскошных зданий ПФР в разных городах России, – говорит Михаил Делягин. – Ведь контроля за этим ведомством почти никакого нет».

"