Posted 2 апреля 2015,, 21:00

Published 2 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:53

Updated 8 марта, 03:53

Замороженная логика

Замороженная логика

2 апреля 2015, 21:00
Как показал мониторинг «НИ», в марте по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары пусть незначительно, на 0,7%, но выросли. Наш замер примерно соответствует данным Росстата, который сообщает о повышении этих цен в среднем по стране на 1%. В целом можно говорить о том, что цены на отдельные наимено

В двадцатых числах февраля, напомним, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступил проект соглашения, фиксирующего на два месяца розничные цены на социально значимые продукты. Документ был подготовлен Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash&Carry, «Лента» и другие ретейлеры. Торговые сети предлагали самостоятельно формировать корзину, отталкиваясь от перечня товаров из 24 наименований.

В этот список входят, среди прочего, куры, молоко, сахар, лук репчатый, подсолнечное и сливочное масло, картофель, морковь, яблоки.

Можем засвидетельствовать по результатам мониторинга «НИ», что цены на большинство из этих продуктов не просто прекратили расти, но начали откатываться к прошлогоднему уровню. Например, подешевели куры: в «Пятерочке» – на 23%, в SPAR – на 15%, на Преображенском рынке – на 8%. Правда, супермаркет BILLA испортил общую благостную картину, повысив цены на птицу сразу на 24%.

Ситуация в целом складывается достаточно противоречивая. Есть вещи, не поддающиеся логическому объяснению. Что, скажем, произошло с морковью? В «Пятерочке» она подорожала по сравнению с февральским показателем на 232% (!), а в SPAR – на 95%. Сезонным фактором такое явно не объяснишь... Почему на Преображенском рынке яблоки продаются сегодня по цене, сниженной на 33%, а репчатый лук здесь подорожал ровно вдвое?

Как сообщил на днях глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, стоимость «борщевого набора» с января выросла в городе на 40%. В этот набор входят картофель, морковь, лук, свекла и капуста. Что касается картофеля, то наш мониторинг выявил странный ценовой разброс: минус 24% в «Перекрестке», плюс 74% в BILLA, минус 17% на Преображенском рынке, плюс 13% в SPAR.

Отдельная больная тема – мясо. Точнее, говядина бескостная, которая, по мнению ретейлеров, не относится к социально значимым продуктам. Цена на нее стабильно растет вот уже который месяц. Как ранее сообщали «НИ», в январе импорт всех видов мяса в Россию упал на 67% – до 16,7 тыс. тонн в натуральном выражении по сравнению с январем прошлого года. За время действия продовольственного эмбарго именно говядина подорожала в стране больше, чем любая другая мясная продукция. «Думали, что Китай и Индия активизируют поставки. Ожидания пока не оправдались», – заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.

И, похоже, стали сбываться опасения тех экспертов, кто считает, что кампания по сдерживанию цен может обернуться дефицитом. «Если цена от поставщика растет, а конечная цена заморожена, то это приведет к вымыванию продукта. Никто не будет брать его по цене ниже себестоимости», – объяснил управляющий партнер компании Management Development Group Дмитрий Потапенко. Подтверждение его словам – очевидное сужение ассортимента сливочного масла в торговых точках, обследуемых «НИ»: на полках в SPAR и «Пятерочке» стандартные пачки весом 180 граммов были представлены одной, максимум двумя марками.

Обозначился еще один прием манипулирования ценой. Речь идет об уменьшении емкости тары для повышения платежеспособного спроса на продукт. Молоко нынче разливают, в основном, в пакеты емкостью 0,9 и 0,8 литра, а не в литровые. Крупу фасуют не в килограммовые, а в 900-граммовые кульки. Прямого обмана в этом нет, но покупателей привлекает цена, и потому продажи такого товара не снижаются.

В феврале, напомним, главными возмутителями спокойствия на продовольственном рынке были бананы, стоимость которых в российской рознице достигла 15-летнего максимума. Теперь же их средняя цена откатилась на 18%, а на Преображенском рынке за килограмм просят всего 60 рублей (минус 50%). Также порадовал сахар-песок, подешевевший на 9,2%, причем в «Перекрестке» и «Пятерочке» – на 13%.

В целом можно констатировать, что обследуемые нами сетевые супермаркеты продемонстрировали достаточно сходные результаты. Лидером антирейтинга «НИ» в этот раз стала «Пятерочка», поднявшая итоговый ценник на 7,1%.

"