Posted 2 марта 2014,, 20:00

Published 2 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:27

Updated 8 марта, 04:27

Безотказное небо

Безотказное небо

2 марта 2014, 20:00
Кабинет министров внес в парламент разработанный Минтрансом РФ законопроект, предполагающий, что авиакомпании России, уже начиная с лета, смогут продавать невозвратные билеты. Этого права воздушные перевозчики были лишены с 2007 года, что, как полагают в ведомстве, поставило их в невыгодные условия по сравнению с иност
Сюжет
Авиация

Согласно Воздушному кодексу РФ, пассажир имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не менее чем за 24 часа до отправки самолета и получить деньги обратно. У пассажира, сдавшего билет позднее, компания может удержать до 25% стоимости. По мнению чиновников, авиакомпании несут из-за этого убытки. По данным Минтранса, ежегодно отказываются от авиабилетов 8% пассажиров, которым возвращается стоимость билета. Авиакомпании же оказываются внакладе, поскольку не успевают продать отказные билеты. Потери авиакомпаний от отказов составляют ежегодно 10% (22,7 млрд. рублей) от общей выручки. Таким образом, как полагают в Минтрансе, добросовестные пассажиры «переплачивают» в год те самые 22,7 млрд. рублей – авиакомпании перекладывают на них потери из-за «отказников».

Законопроектом Минтранса предлагается устанавливать два вида тарифов: тарифы, учитывающие риски отказа пассажира от перевозки, и те, из которых такие риски исключены. При этом пассажиру предлагается делать выбор: либо заключить договор по возвратному тарифу, подстраховав себя на случай отказа от перевозки, если пассажир не уверен в том, что воспользуется перевозкой, либо, если есть уверенность в том, что отказа не будет, купить билет по более дешевому – невозвратному тарифу. По мнению Минтранса, в результате легализации невозвратных билетов произойдет заметное снижение стоимости пассажирских авиаперевозок. Однако независимых экспертов такая инициатива не «окрыляет».

«Цены вряд ли снизятся, так как авиакомпании не захотят упустить возможность заработать независимо от того, сдаются билеты или нет. Потребители будут терять миллиарды рублей ежегодно, поскольку их лишат возможности получать полноценные компенсации. Эта мера лоббируется Минтрансом, с тем чтобы увеличить прибыли авиакомпаний и налоговые отчисления в бюджет за счет потребителей. И это только первый шаг. Сейчас в правительстве с подачи авиаперевозчиков рассматривается идея, чтобы в случае задержки рейса из-за погодных условий больше чем на сутки убрать нынешние законодательные обязательства компаний по обеспечению пассажиров проживанием в отеле, питанием и прочим сервисом. Мы наблюдаем откровенное сокращение прав граждан с целью увеличения прибылей авиакомпаний», – сказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Но в Минтрансе утверждают, что возможность продавать невозвратные билеты повысит конкурентоспособность российских авиакомпаний. «Иностранные перевозчики, продающие на территории РФ услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкую стоимость билетов и создает условия для оттока пассажиров с рейсов российских авиакомпаний», – отмечается в законопроекте. В пример приводится то, что между городами Европы сейчас можно летать всего за 20–30 евро, приобретая билет, который нельзя сдать обратно. Однако сработает ли такая практика в России – далеко не очевидно. В отличие от Европы наша страна не обладает такой же развитой авиационной инфраструктурой. Отсутствие достаточного количества аэропортов и низкое число прямых рейсов между регионами едва ли поможет авиакомпаниям увеличить пассажиропотоки благодаря появлению невозвратных билетов. Сейчас 80% всех воздушных перевозок осуществляется через столичные аэропорты. Это серьезно повышает стоимость услуг региональных авиакомпаний, под которые и «затачивается» лоукост.

"