Рус
Eng
Пересчитали ступени рейтинга

Пересчитали ступени рейтинга

3 февраля 2016, 00:00
Экономика
Георгий СТЕПАНОВ
В обновленный рейтинг 500 самых дорогих брендов мира, опубликованный консалтинговой компанией Brand Finance, попали лишь четыре компании из России – причем на весьма далеких от лидеров позициях. Сбербанк в нем занимает 205-е место, «Лукойл» – 230-е, «Газпром» – 299-е, МТС – 437-е. Причина драматического падения самых р

В свежем рейтинге брендов «Газпром» установил антирекорд, рухнув сразу на 187 позиций по сравнению с собственным прошлогодним показателем. Сбербанк в 2015 году был на 147-й строке рейтинга, МТС – на 390-й. Рост продемонстрировал только «Лукойл», поднявшийся с 245-го места. Точную стоимость брендов, которые оказались за пределами первой сотни, Brand Finance не раскрывает.

Тройка же лидеров приходится на крупнейшие технологические компании планеты. Самой дорогой снова стала марка Apple, чья стоимость увеличилась за год на 14%, до 145,9 млрд. долларов. Второе место – у корпорации Google (94,2 млрд.), третье – у южнокорейской Samsung Group (83,2 млрд.). В первую десятку вошли восемь американских брендов. Из «остального мира», помимо Samsung, лишь китайская телекоммуникационная корпорация China Mobile попала на 9-ю строчку.

Всего же в престижный рейтинг Brand Finance вошли 47 китайских компаний, и надо сказать, что Поднебесная из года в год наращивает в заветном списке свое представительство. С Россией ситуация обратная: в последнее время наша страна утрачивает позиции среди топовых марок. Так, по итогам 2014 года из списка выбыли «Роснефть», ВТБ и «Билайн», а годом позже – «Магнит» и «Мегафон». По словам экспертов, объяснение тут простое: в текущей экономической ситуации снизилась их привлекательность для акционеров, что привело к падению котировок «голубых фишек», к сокращению финансовых показателей в долларовом выражении.

Те же Сбербанк и МТС львиную долю выручки получают в рублях, соответственно, их активы теряют в цене. Кроме того, у главного российского госбанка очень высокие политические риски, – на него в любой момент может быть возложено решение проблем других кредитных организаций. Кстати, согласно отчетности Сбербанка, в прошлом году его собственный капитал вырос на 7%, до 2,02 трлн. рублей. Но в пересчете на доллары – снизился на 11%, до 55,3 млрд. долларов.

Напомним, что осенью 2015 года свой рейтинг самых дорогих брендов мира опубликовало консалтинговое агентство Interbrand. Российские компании в него вообще не попали, а лидером оказалась опять же Apple, стоимость которой эксперты оценили в 170,2 млрд. долларов. «В Apple соединились все качества, составляющие вне зависимости от сектора великий бренд, – говорит глава консалтинговой фирмы BrandCap Рита Клифтон. – Это четкость идей и ценностей, последовательность их реализации во всем, что делает компания, от оригинальных продуктов и услуг до впечатлений, которые клиенты получают в магазинах и Интернете».

Российские марки до этих общепризнанных стандартов, похоже, не дотягивают. И дело не только в утрате репутации и привлекательности. Еще год назад, в феврале 2015-го, отечественное агентство «РИА Рейтинг» зафиксировало снижение на 47% (до 430,7 млрд. долларов) суммарной капитализации первой сотни крупнейших по размеру активов отечественных компаний. Этот тренд наблюдается и сегодня. Он обусловлен целым рядом факторов – негативным внешним фоном, ухудшением макроэкономической ситуации, низкими ценами на нефть, оттоком капитала и инвесторов с российского рынка.

«Газпром», например, в III квартале прошлого года получил рекордный чистый убыток в 2 млрд. рублей. В январе Федеральная антимонопольная служба лишила его права использовать рекламный слоган «Национальное достояние».

Как пояснил в беседе с «НИ» партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, нынешние проблемы «Газпрома» связаны не только со снижением цен на газ в долгосрочных контрактах: «Напомню также, что компания лишилась Украины как своего самого крупного потребителя газа за границей. Под угрозой и поставки в Турцию, – говорит собеседник «НИ». – Вкладывать деньги «Газпрому» приходится в безумные проекты вроде «Южного потока», или никому не нужного газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, или заведомо убыточного проекта «Сила Сибири». По политическим причинам «Газпром» теряет, теряет и теряет».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter