Posted 1 ноября 2015,, 21:00

Published 1 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

По минимуму

По минимуму

1 ноября 2015, 21:00
Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложил пересмотреть вариант повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ), который ранее предлагало федеральное правительство. Депутатов не устраивает предложение с учетом сложившейся ситуации в экономике увеличить МРОТ с 1 января 2016 года лишь на

Думский комитет выработал заключение, в котором говорится, что «решение вопроса о поэтапном повышении МРОТ и доведении его до размера не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения фактически замораживается». И это действительно так. По предварительной оценке, в 2015 году соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения составит в годовом выражении 55,5%, а в 2016 году (если заработает правительственный проект) данное соотношение упадет еще ниже – до 53,6%.

Напомним, что Министерство труда и социальной защиты еще в конце мая предлагало повысить объем минимального размера оплаты труда на 21% – с тем чтобы все-таки сократить отставание этого показателя от прожиточного минимума. Однако позже Минтруд вынужден был подкорректировать свое предложение, предложив уровень МРОТ хотя бы до величины прошлогодней инфляции (на 11,9%) – с 5965 до 6675 рублей.

Но и эта инициатива ведомства не увенчалась успехом под гнетом непростых экономических обстоятельств, в которых формируется бюджет-2016. В результате не на бумаге, а в жизни если и будет повышение МРОТ, то, судя по всему, на 4% – если, конечно, депутаты не настоят на большей цифре. Впрочем, добиться этого от правительства им будет нелегко – проект бюджета и так сверстан с трехпроцентным дефицитом: «лишних» денег в нем нет.

Между тем важность решения по грядущей величине МРОТ диктуется еще и тем обстоятельством, что он в обязательном порядке учитывается при расчете ряда социальных пособий – к примеру, по беременности и родам или по временной нетрудоспособности. От него зависит и объем платежей в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей.

Член совета Конфедерации труда России, в прошлом замминистра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин в беседе с «НИ» обратил внимание на то, что какой-то железной формулы расчета МРОТ нет. «В том виде, в котором он на данный момент существует, он взят, что называется, «с потолка». В Трудовом кодексе заложено, что МРОТ должен соответствовать прожиточному минимуму, хотя и с оговоркой, что конкретные механизмы повышения его определяются специальным законом. Этого закона нет до сих пор. На деле само правительство, по сути, произвольно предлагает размер этого МРОТ на очередной период», – говорит эксперт.

По мнению собеседника «НИ», МРОТ в нашей стране можно сравнить с черепахой, которая медленно ползет к цели под названием «прожиточный минимум» – то чуть приближаясь, то отдаляясь от нее, «и эта гонка бесконечна».

Между тем, по словам г-на Кудюкина, во многих цивилизованных странах в расчете минимального размера оплаты делается привязка не к прожиточному минимуму, а к средней заработной плате. И там МРОТ, по примерным оценкам, составляет до 50% от нее. «Но для введения в практику этого стандарта нам мешает, во-первых, абсолютно дикая дифференциация по доходам граждан, сравнимая с уровнем африканских стран. Во-вторых, в России есть регионы и отрасли, где средняя зарплата лишь чуть-чуть превышает нынешний МРОТ. Поэтому решить эти проблемы в рамках сложившейся социально-экономической системы невозможно», – подытоживает г-н Кудюкин.

"