Posted 1 ноября 2015,, 21:00

Published 1 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Ставки сделаны

Ставки сделаны

1 ноября 2015, 21:00
Банк России на заседании совета директоров в минувшую пятницу оставил без изменения ключевую ставку – на уровне 11%, «учитывая сохранение значительных инфляционных рисков». Тем самым ЦБ фактически признал, что не справляется с ростом цен, и что в условиях нынешней крайней волатильности на нефтяном и валютном рынках он

Сейчас ключевая ставка ЦБ всего на 0,5 процентных пункта превышает ту, что была до резкого повышения в декабре 2014 года. Напомним, в ночь на 16 декабря регулятор поднял ключевую ставку, определяющую стоимость заемных средств для коммерческих банков, сразу на 6,5% – до 17%. Спустя полтора месяца ЦБ начал постепенно ее снижать. Сначала на 2 п.п., до 15% годовых, затем в марте на 1 п.п., до 14% годовых, в начале мая на 1,5 п.п. и в июне еще на 1 п.п., до 11,5% годовых. В последний день июля Центробанк снизил ставку еще на 0,5 п.п. Наконец, 11 сентября 2015 года регулятор принял решение сохранить ставку на уровне 11% годовых, обосновав его ростом инфляции и инфляционных ожиданий под воздействием августовской девальвации, когда после потери рублем около трети стоимости по отношению к доллару и евро курс приблизился к пиковым значениям февраля.

Как заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина по итогам заседания совета директоров, у ее ведомства возможности для снижения ставки до конца года есть при ценах на нефть около 50 долларов за баррель. «Большинство прогнозов международных организаций, аналитиков, участников рынка предполагают, что произошедшее ухудшение конъюнктуры – временное, и в среднесрочной перспективе вероятно восстановление цен на нефть, хотя и менее существенное, чем ожидалось ранее», – заметила г-жа Набиуллина.

Между тем в конце 2015 года российскую валюту, скорее всего, постигнет очередное сезонное падение, сообщил ранее заместитель министра финансов Алексей Моисеев: «Есть два фактора: нефть и сезонность. Сезонность из года в год одинаковая: летом идет укрепление, потом в конце лета – начале осени ослабление, потом в середине осени укрепление, а в конце года – ослабление».

По оценке эксперта компании «Алор Брокер» Алексея Антонова, текущий уровень ставки сложно считать сбалансированным, поскольку он не позволяет одновременно таргетировать инфляцию и обеспечивать условия для роста кредитования: «Дешевой ликвидности, увы, на всех не хватает, что идет вразрез с интересами бизнеса».

А аналитик FxPro Александр Купцикевич в беседе с «НИ» выразил мнение, что Центробанк пойдет на снижение ключевой ставки лишь в случае обвала потребительского кредитования и при появлении первых признаков резкого сокращения денежной массы. «Маловероятно, что нынешнее решение ЦБ положит начало новой волне роста рубля, если не будет поддержки со стороны нефти», – добавил г-н Купцикевич.

...и глава ФРС США Джанет Йеллен решили не менять ключевые ставки в своих странах.
Фото: EPA

Словом, при любых обстоятельствах основным ориентиром для рубля по-прежнему остается рынок нефти. И отказаться от намеченного на декабрь снижения ставки Центробанк может заставить в первую очередь «дальнейшее ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры», то есть очередной обвал цен на черное золото.

Между тем страсти по ставке кипят и за океаном. 16 декабря Федеральная резервная система США должна принять или не принять решение о подъеме собственной учетной ставки. По итогам своего заседания 27–28 октября ФРС оставила ее без изменений – на рекордно низком уровне 0–0,25% годовых, на котором ставка держится уже шесть лет. На российской экономике это отразилось незначительно, поскольку наши рынки и национальная валюта больше привязаны к нефтяным котировкам, отмечает экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин.

Эксперты сходятся в одном: решение Банка России было ожидаемо, иной выход не просматривался. «В очередной раз регулятор оказался как бы между Сциллой и Харибдой – между политической необходимостью снижать этот важнейший индикатор с одной стороны, и неготовностью экономики к такому шагу с другой, – поясняет председатель правления «Риабанка» Борис Липкин. – Доступность кредитных ресурсов для корпоративного сектора по-прежнему невелика. Но инфляционные ожидания настолько высоки сейчас, что регулятора можно понять – важнее не допустить новых скачков цен».

"