Posted 1 ноября 2010,, 21:00

Published 1 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Бизнес-проходцы Евразии

1 ноября 2010, 21:00
О намерении сформировать единое экономическое пространство (ЕЭП) президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили в феврале 2003 года. Год спустя главы государств «четвёрки» утвердили список документов, которые должны были определить контуры будущего союза. Ставку на интеграцию сделали передовые представител

В числе тех, кто в 2003 году сделал опережающую ставку на развитие единого рынка, был и казахстанский банк «Тураналем». В тот самый момент, когда впервые были озвучены политические планы, он начал активное строительство своей сети по странам бывшего СССР. Дочерние подразделения банка были созданы в России, Украине, Белоруссии, Армении, Киргизии и Грузии. Новая банковская сеть должна была обеспечить финансовую инфраструктуру для единого бизнес-пространства. Стратегия была реализована: на мировой банковской карте появилась крупнейшая на территории бывшего СССР банковская сеть, которая покрывала основные центры деловой активности. Сам банк «Тураналем» (переименованный в БТА) стал крупнейшим кредитным институтом в Казахстане по размеру активов, собственному капиталу и чистой прибыли и вошел в ТОП 1000 мировых банков, составляемый журналом The Banker. Осталось лишь сделать последний шаг – перевести центр оперативной деятельности банка в Москву. Здесь сложился основной центр кредитной деятельности банка. Общий объем ссудного портфеля, полученного российскими компаниями, составил в 2008 году 6,5 млрд. долларов. Новая сеть могла бы стать эффективным двигателем проектируемого единого рынка. Уже была создана управляющая компания, куплен офис и наняты сотрудники. Начало работы было запланировано на март 2009 года. Но этот план был разрушен.

В начале февраля 2009 года произошла насильственная национализация банка, который выходил из-под контроля региональных властей Казахстана. Рейдерский по сути захват разрушил не только все планы БТА, но и парализовал функционирование уже созданной единой финансовой системы. Можно долго дискутировать о том, кому и зачем понадобилась эта операция, но в результате ЕЭП лишилось одной из платформ, на которой и должно было формироваться единое экономическое пространство. Это уже не первый случай, когда попытки реальной экономической интеграции торпедируются, а на замену предлагаются политические лозунги о единстве и нерушимой дружбе, которые постоянно озвучивают руководители сопредельных с Россией государств. В это же время началось преследование автора стратегии банковской интеграции на постсоветском пространстве Мухтара Аблязова, инициированного в России представителями из окружения президента Казахстана.

Как известно, первая попытка создать ЕЭП в 2004–2005 гг. провалилась. И провалили ее именно руководители тех государств, которые на словах выступали за единство. На деле они заинтересованы в прибыльной торговле природными ресурсами – собственными или чужими. Реальный же бизнес всегда был заинтересован в создании единого международного рынка по аналогии с проектами в Северной Америке (НАФТА) и Европе (ЕС). Но, как показывает опыт этих существующих объединений, такие союзы возможны лишь при поддержке бизнеса, ориентированного на работу на новом рынке. Именно этот пункт повестки евразийской интеграции сегодня фактически саботируется. Создать реально функционирующий единый рынок можно лишь общими усилиями предпринимателей, имеющих политическую поддержку. И если этой поддержки крупные предприниматели не могут получить в своих странах, ее должна оказать Россия.

"