Posted 1 ноября 2005,, 21:00

Published 1 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Автогражданка на века

Автогражданка на века

1 ноября 2005, 21:00
В 2006 году закон об ОСАГО будет работать точно так же, как и сейчас, и никаких радикальных его изменений не планируется до 2008 года, успокоил вчера автомобилистов руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. В свою очередь президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Кигим по

По версии страховщиков, первоочередная их задача – наладить информационный обмен с МВД. Соответствующую систему они надеются запустить в будущем году. С одной стороны, она позволит отслеживать случаи возможного мошенничества со стороны водителей – всем известны истории, когда граждане страховались в нескольких компаниях одновременно и во всех пытались получить деньги за одну и ту же аварию. С другой – должно стать меньше случаев распространения фальшивых или полулегальных полисов самими страховщиками.

К тому же, по словам г-на Кигима, это будет первый шаг в упрощении процедуры получения страхователями денег после ДТП. Ведь одна из основных претензий автовладельцев к закону об ОСАГО заключается в отсутствии правового равновесия между страхователями и страховщиками. Репрессии к тем, кто не оформил полис вовремя, предпринимаются незамедлительно, прямо на дороге, а компании выплачивают деньги после аварии долгие и долгие месяцы. На вопрос «НИ», в какие сроки и каким образом будет законодательно решена проблема упрощения процедуры получения страховых выплат, г-н Кигим прямого ответа, к сожалению, не дал, пояснив лишь, что одним росчерком пера проблему не решить и что решение ее «многоступенчато».

Ускорит получение выплат, по словам главы РСА, введение упрощенной процедуры регистрации страховых случаев. То есть со временем при отсутствии спорной ситуации при аварии автовладельцы без вызова сотрудников ГИБДД смогут решить вопрос, просто обменявшись полисами. Однако, судя по всему, время это настанет нескоро: нет пока ни полного обмена информацией между ГИБДД и страховщиками, ни «нормативным образом зафиксированного перечня типовых случаев», в которых участие гаишника не обязательно.

По словам г-на Кигима, необходимо также разработать единую для всей России систему проведения технической экспертизы для оценки ущерба автомобилей при авариях, которая, как он полагает, позволит уменьшить число обращений в суды примерно в три раза. «Если до 1 января 2006 года унифицированные требования по технической экспертизе не будут разработаны госорганами, страховые компании предложат их сами», – подчеркнул глава РСА.

Пока же многие автовладельцы недовольны работой страховщиков, которые людей нередко просто обманывают. «В среднем в год поступает около 2 тыс. жалоб на страховые компании от граждан», – отметил г-н Ломакин-Румянцев. По его словам, доля недобросовестных страховщиков, работающих на рынке ОСАГО, составляет порядка 5% от их общего числа. Особое беспокойство руководителя Росстрахнадзора вызывают семь компаний, которые он, впрочем, не назвал. Чиновник пообещал, что для укрепления порядка на рынке «автогражданки» в самое ближайшее время будет разработана система персональной ответственности сотрудников страховых компаний.

По поводу волнующей всех перспективы введения так называемых свободных тарифов на ОСАГО г-н Ломакин-Румянцев заявил, что «страховые компании смогут самостоятельно устанавливать тарифы не ранее 2008–2009 годов». При этом он отметил, что сами страховщики будут готовы к этому уже в 2006 году, однако не совсем готово ни государство, ни граждане. По его словам, в России отсутствует как культура поведения на дорогах, так и правовая культура. «Если вы на Западе нарушите правила дорожного движения, вы должны быть готовы к тому, что 7 из 10 водителей позвонят в полицию», – проиллюстрировал свою мысль чиновник.

"