Posted 2 октября 2017,, 13:55

Published 2 октября 2017,, 13:55

Modified 7 марта, 17:12

Updated 7 марта, 17:12

Удар, еще удар... Как ресторанный бизнес стал жертвой санкций

Удар, еще удар... Как ресторанный бизнес стал жертвой санкций

2 октября 2017, 13:55
Предприниматель Мераб Елашвили, владевший вместе с партнерами сетями «Сбарро», «Елки-палки», «Восточный базар» и «Маленькая Япония», отказывается от бизнеса, который пострадал от кризиса, падения рубля и санкционной войны.

Последние рестораны Елашвили закроются в октябре, пишут "Ведомости". Несмотря на миллиардные долги (порядка 3,0 миллиарда рублей) Елашвили не бежит от кредиторов и пытается найти достойный выход из ситуации.

«Ни от кого не бегаю. За границу езжу только на лечение, поскольку события последних 2 лет подорвали здоровье. Увы. Это тоже моя личная плата за кризис», - заявил он «Новым Известиям».

«Последние два года были для меня очень тяжелыми, я делал всё возможное, чтобы спасти бизнес». «Боролся до последнего, но, увы, сейчас остается только признать, что это не удалось», - говорит он.

В 1993 году, в возрасте 19 лет Мераб приехал из Грузии в Москву, где вместе с родственниками основал компанию GMR, занимавшуюся дистрибуцией товаров известных европейских производителей, в частности, шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Затем стал проводить сделки с недвижимостью. В 1997 по франшизе занялся созданием сети пиццерий Sbarro в России. Предприятие с самого начала было семейным бизнесом. К 2014 году холдинг управлял 247 ресторанами, из которых ему принадлежат около 150, а остальные развивались по субфраншизе. В портфеле также были рестораны «Ёлки-Палки», «Восточный базар», Viaggio и «Маленькая Япония», лапшичные YamKee и кафе «Кафесто». Совокупно группой «Г.М.Р. Планета гостеприимства» в разное время было открыто более 550 точек, включая франчайзинговые. В ресторанах холдинга работали более 10 000 сотрудников.

Основанный акционерами группы благотворительный фонд «Г.М.Р. –Планета добра» с начала 2000-х постоянно был на слуху как участник больших благотворительных акций и пожертвований. В апреле 2016-го Мераб Елашвили стал героем светской хроники, устроив в Тель-Авиве свадьбу старшей дочери Анны. Жених Анны принадлежит к влиятельному семейству Мардахиашвили.

«C 2005 года мы с партнерами приняли решение с семейного бизнеса переходить на новый уровень. Тогда же Георгий с Романом отошли от ресторанного бизнеса, и полностью делегировали мне управление компанией, сами продолжили заниматься арендным бизнесом, который мы начали еще на заре нашей предпринимательской деятельности.»

До 2015 г. компании группы ввели активную экспансию с целью захвата доли рынка. В марте 2012 г. Елашвили приобрел сети «Елки-палки» и «Маленькая Япония». «Мы целый год занимались интеграцией 2-х структур, чтобы найти синергию. Внедряли стандарты корпоративной культуры, проводили обучение персонала, выстраивали структуру управления. Сделали серьезные финансовые вливания в ребрендинг и оснащение ресторанов «Елки-палки», там концепция была построена на множестве деталей, на создании душевной обстановки. Все эти усилия также столкнулись с кризисом 2014 года, и все начало рушится.»

Маржинальность холдинга из-за больших инвестиций в развитие, «опережавших рынок», и так была низкой, признает Елашвили. Экономический кризис сделал предприятия группы нерентабельными.

«Мне следовало раньше отказаться от Sbarro, ведь рестораны этой сети на одних фуд-кортах с успешными конкурентами получали выручку в 5 раз меньше: они зарабатывали до 10 млн руб в месяц, а я – 2 млн. В 2013 году мы изменили концепцию Sbarro, хотели вывести бренд на новый уровень. В период активного роста всю прибыль от действующего бизнеса, собственные накопления, привлеченные деньги – все вкладывали в развитие. Мы вели честный бизнес, ежегодно получали дипломы как самые крупные налогоплательщики в среднем бизнесе, деньги в другие бизнесы не выводили, надеясь создать компанию с самым высоким уровнем качества на рынке, с современными технологиями для максимального масштабирования. Мы были представлены в 50 городах России, в ключевых аэропортах, вокзалах, лучших торговых центрах. Не многим в России удавалось создать такую масштабную сеть и я горд, что причастен к такой истории, которая оставила след в ресторанном бизнесе.», рассказывает Мераб Елашвили.

Кризис серьезно отразился и на банковской сфере. Появилась проблема с привлечением заёмного капитала, банки начали отказывать в финансировании. «Доходило до того, что банк, выдавший нам кредит под 12% требовал либо его немедленного погашения, либо повышения ставки до 32%», - говорит он.

На этот же период пришлось и сокращение покупательского спроса. Трафик в больших торговых центрах упал на 20-30 процентов в 2015 году. Выручка ресторанов - уже в разы. При этом хуже всего было в российских регионах, где, в отличие от Москвы, никогда и не было высоких зарплат.

С начала 2015 г. шли активные переговоры с финансовыми инвесторами, средства которых могли бы поддержать темпы развития группы, вспоминает Елашвили, но кризис поставил крест на этих планах. Из-за задержек по выплате арендной платы со стороны холдинга, «Мега» одним днем закрыла все рестораны группы (33 точки, составляли ~40% от всего оборота) и более 500 наших сотрудников «Планеты гостеприимства» остались без работы. Их пришлось отправлять в бессрочные отпуска, заниматься переводом на работающие точки и прочее.

Возник большой дефицит оборотных средств, который вынудил группу на сдвиги по выплате заработной платы.

«В начале 2016 года, в самый разгар кризиса, к нам пришли профсоюзы вместе с нашими бывшими сотрудниками. Требовали восстановить рабочие места и оплачивать простой по вине работодателя. Все эти проблемы перекинулись и на работающие рестораны. Профсоюз закрывал рестораны, проводил забастовки, привлекал трудовую инспекцию для проверок. Мы в это время перешли на еженедельную оплату труда, чтобы выровнять ситуацию с зарплатами. Можно сказать, что профсоюз вбил последний гвоздь в наш бизнес, они полностью дестабилизировали работу ресторанов и мы уже не смогли ее восстановить» - вспоминает бизнесмен.

Последним ударом по бизнесу акционеров оказался затеянный московским мэром снос строений, возведенный, по мнению городских властей незаконно. «У нас было пять торговых объектов – со всеми необходимыми документами о собственности и согласованиями, арендный бизнес обеспечивал хороший доход, и вдруг их объявляют самостроем. Здания, которые 2 недели сносили экскаваторами и бульдозерами, были признаны временными конструкциями» , - рассказывает Мераб Елашвили. Сейчас снесены четыре торговых центра, пятый (на м.Тушинская) городские власти собираются демонтировать до конца октября.

На продажу выставлены и хостелы, принадлежащие семье бизнесмена. Этот бизнес не пошёл из-за резкого снижения потока туристов в Россию и конкуренции со стороны нелегальных отелей. «Мы обеспечивали постояльцам инфраструктуру приличного отеля, несли издержки, а рядом бабушки сдавали койки в комнатах без ремонта за ту же цену», - объясняет бизнесмен.

На сегодняшний день, компании Мераба Елашвили находятся в разных стадиях процедуры банкротства. Компании его парнеров, Георгия и Романа, тоже столкнулись с серьёзным кризисом, не осталось бизнеса на который можно опереться.

«Я развивал Sbarro и «Елки-палки» на перспективу, рассчитывал создать мощную компанию, провести IPO, чтобы масштабировать бизнес в других странах. Мы достаточно легко пережили 3 кризиса, развивались с опережающими темпами, ежегодно проводили оптимизацию всех бизнес-процессов и, казалось, что такой устойчивый бизнес уже ничего подкосить не сможет» - рассказывает он.

Недавно в СМИ появилась информация о назначении нового франчайзи Sbarro в России, им стала никому не известная HoReCa Band Group.

«На мой взгляд, у бренда Sbarro в текущей рыночной ситуации, нет будущего. Он не отвечает современным тенденциям, сейчас в отрасли появились яркие концепции, которые очевидно более выигрышные и технологичные. Новую структуру франчайзи-партнера Sbarro возглавляют теоретики, которые никогда в операционном управлении ресторанами не участвовали. Пусть попробуют, но я не верю в успех этой истории.» - комментирует назначение Мераб Елашвили.

«Тем не менее я сейчас наблюдаю, что франчайзинг в России развивается. Я горд, что стоял у истоков создания Ассоциации франчайзинга в России, и много лет был ее президентом, сейчас остаюсь в ассоциации Председателем Совета директоров. Много сил было вложено в развитие цивилизованного франчайзинга, я старался развивать культуру предпринимательства в этой сфере. И мне сейчас приятно осознавать, что эти усилия были не напрасны, мы протоптали дорогу для бизнесменов, которые и дальше продолжат развивать франчайзинговые сети. Значит, мой личный вклад, как бизнесмена, был действительно нужен бизнес-сообществу.»

Елашвили подчеркивает, что будет договариваться с кредиторами предельно честно. «Смотрите, я никуда не уезжаю, слежу за тем, чтобы имущество группы было сохранено, и все что возможно было выплачено», - говорит он, признавая, что активов осталось не так много.

В европейском деловом этикете предприниматели, потерпевшие неудачу, не считаются лузерами, на них не принято ставить крест. Их негативный опыт рассматривается как ценный актив, если они сделали правильные выводы и готовы начать сначала. Эксперты утверждают, что, «когда предприниматели достигают успеха, они peволюцинизируют рынки. Потерпев неудачу, они продолжают пребывать под постоянным конкурентным прессингом и таким образом стимулируют прогресс».Мераб Елашвили еще достаточно молод, и может начать рестарт своего бизнеса. Человек, который уже единожды создал ресторанную империю в России, явно имеет потенциал для новых интересных проектов.

Кстати, в среде рестораторов Елашвили пользуется большим уважением.

Мераб Елашвили – удивительный человек! - сказал нам Игорь Журавлёв, основатель «Кофемании». - Он порядочный и выдающийся бизнесмен. Говорить о нём можно только в превосходных степенях. Проблемы могут случиться у каждого – на всё воля божья… Могу пожелать ему выдержки и удачи! Ему всегда можно позвонить и посоветоваться – мы все, успешные люди, стараемся помогать друг другу и делом, и советом. Ничего, кроме позитивного сказать о Мерабе не могу. Я думаю, мир меняется вокруг нас и необходимо приспосабливаться. Бизнес – тень от нашей реальности. Мы все допускаем ошибки, от этого никто не застрахован. А Мераб – очень, очень положительный, ответственный и отзывчивый человек и бизнесмен.

Такие люди как Мераб Елашвили просто так с бизнес-арены не уходят. Мы будем следить за этой историей.

"