Posted 1 октября 2015,, 21:00

Published 1 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:23

Updated 8 марта, 03:23

Еда съела все деньги

Еда съела все деньги

1 октября 2015, 21:00
Уже много лет «Новые Известия» ведут потребительскую рубрику, отслеживая в ежемесячном режиме динамику цен в различных торговых точках Москвы. За последний год в связи с падением рубля, взлетом продовольственной инфляции и введением продуктового эмбарго наша статистическая база заметно обогатилась. В сентябре продуктов

Наиболее яркий пример – обычное сливочное масло, прибавившее в цене, согласно нашему мониторингу, всего 1,2% (правда, в «Перекрестке» прирост составил сразу 35%). Вот что разъяснил «НИ» заместитель гендиректора ГУП «Московское качество» Игорь Назаров: «Сливочное масло – это пищевой молочный продукт, произведенный из коровьего молока и состоящий исключительно из молочных компонентов, получаемых путем преобразования высокожирных сливок в масло. Согласно закону, масло делится на классическое или традиционное, у этого жирность от 80 до 85%, и масло пониженной жирности – от 50 до 79%».

Совершенно очевидно, что с уходом, точнее с изгнанием с рынка финской марки «Валио» российский потребитель утратил некий эталон, ориентир и, главное, гарантированное качество. Заявленная жирность 82,5% в этом масле была фактической. Отечественный же продукт далеко не столь безупречен, основная его беда – незадекларированное содержание растительных жиров тропического происхождения, то есть пальмового или кокосового масла. По данным ассоциации «Союзмолоко», «пальма» присутствует в 50% продаваемого в магазинах сливочного масла и, кстати, более чем в 60% сыра.

Автора этих строк однажды смутило, что пачка российского сливочного масла с цифрой 82,5% на упаковке стремительно, как маргарин, тает вне холодильника. Помнится, с «Валио» такого не было – при комнатной температуре финский продукт сохранял исходную жесткость и плотность весьма долго.

Чтобы приготовить 1 кг сливочного масла, нужно около 23 литров свежего коровьего молока. Поэтому некоторые производители идут на хитрость. Товар с использованием пальмового или кокосового масла, к слову, заграничного, обходится им на 20–40% дешевле. И в этом контексте невозможно не затронуть уже набившую оскомину тему импортозамещения.

Существует ли в природе продукция, которую можно причислить к отечественной по всей совокупности параметров? Прямые или косвенные следы импорта обнаруживаются в подавляющем большинстве товарных категорий – это могут быть пластиковые бутылки, корма для скота, оборудование и технологии – все то, чему в нашей стране нет конкурентоспособного аналога. И все это покупается за валюту. Идея принудительного импортозамещения трещит по швам.

«У нас весь товар псевдоотечественный, – сказал «НИ» известный ретейлер, управляющей партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. – К примеру, посевной материал для картофеля сорта «Синеглазка» – голландский, гербициды – польские, трактора Top Gear и запчасти к ним – американские».

С начала года сельскохозяйственное производство в России увеличилось на 1,6%, тогда как импорт некоторых продовольственных товаров за тот же период сократился в 5–10 раз. «Эту потерю не заместил никакой местный производитель, – отмечает Дмитрий Потапенко. – Сейчас импорт в основном идет из стран типа Сербии, Беларуси, Казахстана и прочих, которые принято называть «братскими». Но в экономике не существует ни братьев, ни сестер, а есть экономически выгодные и невыгодные партнеры. Рынок принципиально не изменился. Ключевой фактор, влияющий на импорт, – слабый рубль».

Пройдемся теперь по отдельным продуктовым позициям вместе с консультантом «НИ», гендиректором Института аграрного маркетинга Еленой Тюриной. Итак, что же случилось с картофелем, килограмм которого в августе продавался в «Перекрестке» за 14 рублей? «Возможно, его подорожание – одномоментное, – сказала собеседница «НИ». – А вообще, нужно смотреть на ситуацию не только в процентном, но и в рублевом выражении. Прибавка в 8 рублей в «Пятерочке» и даже в 17 в «Перекрестке» не столь уж существенна для потребителя. Рыночных предпосылок для активного роста цен пока нет, поскольку новый сбор ожидается на уровне прошлого года. Сейчас мы еще реализуем картофель, выращенный в России».

В отношении бананов г-жа Тюрина заметила, что их нынешняя цена не связана с какими-то изменениями на рынке, а носит сезонный характер: «Дальше такого резкого подорожания не будет. Ожидаются колебания в пределах 5–7%. С середины сентября сокращается предложение российских фруктов и овощей и растет спрос на импортируемые – в частности, на цитрусовые».

По словам эксперта, лук и морковь сбавили в цене потому, что сейчас в России как раз период их активной уборки и продажи. «Яблоки подешевели временно, дальше будут дорожать, – утверждает Елена Тюрина. – Что касается огурцов и помидоров, здесь мы начинаем потихоньку переходить на импорт, зависеть от валютных курсов».

На вопрос, почему на 12,5% подорожало растительное масло, собеседница «НИ» ответила: «В России его производство снижается, хотя и незначительно. Валовые сборы семечек даже растут. Вероятно, сказывается сокращение поставок с Украины, откуда мы получали довольно большие объемы».

"